пятница, 10 января 2020 г.

"Раскидывая хлопко снежок, бывало, чижик…"


"…Шумит: какою пробкой 
Такую рожу выжег?"

                          
70 лет назад в СССР редкий спектакль не вызывал чувства гордости за Родину:
"Снежок" и его зрители
К зимним школьным каникулам областной драматический театр подготовил пьесу лауреата Сталинской премии В. Любимовой "Снежок".             
И дневные и вечерние спектакли говорят о большом успехе, который завоевала эта новая работа театра среди зрителей всех возрастов.
Особенно горячо принимают спектакль "Снежок" дети. И если взрослый человек попадает на дневной спектакль, - он не знает, куда интереснее смотреть: на сцену или на юных зрителей. Так горячо, так непосредственно выражают они свои чувства, вызываемые этим спектаклем, что при взгляде на школьников испытываешь глубокую радость за советских ребят, страстно ненавидящих ложь, насилие, все то, что характерно для капиталистического мира.
Пьеса "Снежок" показывает, как тяжела жизнь простых людей и особенно негров в современной Америке. Пьеса говорит о том, как бесстыдно, нагло творят свои черные дела белые банкиры и их холуи, насквозь пропитанный человеконенавистнической идеологией.
На сцене – школа в одном из маленьких северных городков Соединенных Штатов Америки. Директор школы – мистер Томсон – передовой человек. Он сражался в Европе против фашистов. Он близко встречался с Советской Армией и глубоко уважает великую страну Советов.
Мистер Томсон с честью держит знамя своей школы, носящей имя Франклина Рузвельта. Здесь на совершенно равных правах обучаются и белые дети и дети негров. Прогрессивные взгляды прививаются учащимся этой школы.
В городок приезжает из Южных Штатов миллионер Бидл, получивший здесь в наследство горноразработки. В школу Томсона поступает учиться дочь Бидла – Анджелла, с пеленок впитавшая в себя всю мерзость капиталистической морали, считающая, что белые люди несравненно выше "цветных" и что на свете можно купить буквально все, если иметь доллары.
Анджела заявляет отцу, что она не может учиться в одном классе с "цветными". Особенно ненавистен ей Снежок – негритянский мальчик, любимец класса и директора.
Билл начинает поход против Дика и против честного директора Томсона. В ход идут все средства: подкуп, клевета, избиение… Школа превращается в арену ожесточенной борьбы.
Хороший спектакль сделан коллективом театра. Большая заслуга в этом принадлежит, прежде всего, его постановщику – главному режиссеру Е. В. Свободину. Он не прибегает к каким-либо нарочитым эффектам или сугубо драматическим положениям. Он добивается этого исключительно через простую, глубоко правдивую, жизненную обрисовку каждого персонажа спектакля.
Горячий отклик зрителя вызывает прежде всего Томсон. Артист В. М. Хурда умело показывает, какое большое сердце бьется в этом человеке, внешне очень сдержанном, спокойном. Томсон ценит не доллары, а лучшие качества в людях. Такие качества воспитывает он и в своих учениках. Томсона не купишь. Ни одного фальшивого жеста, ни одной неточной интонации не допускает артист. Зритель верит Томсону, любит его. И недаром маленький Вова Шершнев, ученик 18 начальной школы, с затаенным дыханием глядящий на сцену, шепчет своему товарищу: "Смотри, смотри. Он хороший, директор-то! Видишь, как он любит Снежка?".
Зато Такер, второй учитель школы, вызывает общее негодование. И, надо сказать, артист Байков дал такой четкий рисунок этого отвратительного, продажного холуя, что даже самые юные зрители ясно видят, как этого молодого человека покупает Бидл для свершения своих подлых действий.
Деньги, удовлетворение мелкого честолюбия прельщают Такера. Очень выразительно подает артист сцену ожидания Такером Бидла и мечты этого низкого человечка о том, как хорошо было бы ему, Такеру, занять директорское кресло.
Просто, искренне, а потому и убедительно играет играет артистка Н. И. Григорьева роль молодой учительницы мисс Джун. Тепло проводит она сцену чтения книги Фадеева "Молодая гвардия".
Своим успехом эта сцена обязана не только Григорьевой, но и артистам В. Т. Хурде, Ю. Н. Гранатову, дающему в спектакле и в этой сцене, особенно яркий, привлекательный образ прямого, смелого юноши Джона, бесстрашно выступающего против обидчиков Дика, стремящегося как можно больше узнать о советской стране, откуда идет в мир слово и дело правды. Вызывает к себе общую любовь зрителей и скромный, но замечательно правдивый мальчик Дэви. Живо, понятно и доходчиво рисует его артист М. С. Хижняков.
Верят зрители и жизненность образов девочек. Особенно правдиво играла роль Мэри артистка Л. Г. Федорченко. Она сумела показать колебания этой школьницы, которая не способна порвать ни с товарищами, ни с блестящей красотой и богатством Анджеллой.
Хорошо играет школьницу-негритянку Бэтти – артистка В. М. Меликова.
Менее правдоподобен Чарли в исполнении П. М. Паластина. Трудно понять, к какому общественному слою принадлежит этот мальчик, чем вызвана его неустойчивость. Надо было глубже раскрыть те социальные корни, из которых вырастает это беспринципное существо. Недаром по собственному признанию Чарли, "папаша ежедневно после молитвы внушает такую философию: поменьше думать о других и побольше о себе. Тогда на земле будет полный порядок…". А в общем для Чарли "безразлично какой будет порядок. Было бы самому хорошо".
Неудивительно, что это пошлейшее признание зрительный зал встречает свистом и выразительными репликами в адрес Чарли.
Общую горячую симпатию вызывает к себе Снежок. В этом негритянском мальчике юные зрители видят человека, незаслуженно оскорбленного и изгоняемого из школы.
Как понятны советским детям признания Снежка в том, что он хочет жить, работать, хочет быть хирургом, любит спорт, музыку! Много непосредственности, глубины выражает артист Н. А. Крамаревский в образе Дика Снежка.
И когда негритянский школьник с болью и страстью задает горький вопрос – за что таким гонениям подвергаются в Америке негры – в зале слышится глубокий вздох всех зрителей и жаркий шопот: "Приезжай к нам!"
Сцена, когда полисмены уводят насильно Дика в тюрьму, вызывает глухие рыдания в зрительном зале.
Общее презрение выпадает на долю Анджеллы Бидл – лживой изнеженной и капризной дочери миллионера. Очень умело играет эту роль актриса В. Я. Брувер. "- Лучше бы она не поступала в эту школу", - шепчут ребята в зале.
- Врет она! Врет! – громко кричат они, когда Анджелла жалуется Такеру, будто Дик Снежок до крови ушиб ее.
Эти же негодующие крики слышатся в зале и тогда, когда учительница мисс Феллер, уступая просьбам американских школьников рассказать побольше о России, лжет, клевещет на нашу Родину, на советских людей.
Артист Д. А. Турек-Далин не раскрыл в образе Бидла всего того, что должно было бы вызвать ненависть зрителей к представителю фашизма, одному из поджигателей новой войны. И трусоват и мягок Бидл в исполнении Турека-Далина. Артист не использовал для раскрытия образа Бидла даже замечательной сцены разговора по телефону с директором школы Томсоном. По сути дела, эта сцена, этот разговор – поединок между людьми двух противоположных лагерей.
Д. А. Турек-Далин ведет этот разговор в мягких, уступчивых тонах. Создается впечатление, что Бидл уступает Томсону. Артисту, безусловно, следует насытить этот образ нужными красками. Тогда спектакль будет еще более ярким, впечатляющим.
Юные зрители тонко чувствуют то, что происходит на сцене. Неоднократно действие прерывается бурными аплодисментами. Особенно горячо отвечают они на сообщение о начавшейся на горноразработках Бидла забастовке и на финальную сцену спектакля.
Прекрасные чувства и мысли вызывает в зрителях спектакль "Снежок". И прежде всего – чувство гордости за нашу Родину, в которой исчезло навсегда неравенство людей, эксплоатация, за Родину, которая ярким маяком освещает путь народов всего мира к свободе, к счастью. И эти чувства свои юные зрители выражают горячо, страстно.
Н. Болотова".
("Красный Север", Вологда, 1950, №7 (10, январь), с. 3).

Комментариев нет: