четверг, 29 августа 2019 г.

"Мы знаем — в мире опять неспокойно..."


"…Торговцы смертью
планируют войны.
Но, разливаясь
все шире и шире,
движенье за мир
разрастается в мире".


70 лет назад представителем одного из отрядов советской интеллигенции выступал композитор Хренников:
"Всесоюзная конференция сторонников мира
Выступления делегатов по докладу Н. С. Тихонова
(Речи печатаются в сокращенном виде).
Речь Т. Н. Хренникова
Генеральный секретарь Союза советских композиторов
Товарищи! Всесоюзная конференция сторонников мира — это новый важный этап борьбы народов всего земного шара за прочный мир, против империалистических поджигателей войны.
Советский народ, воспитанный нашей партией, воспитанный нашим великим вождем товарищем Сталиным, является мощным авангардом борьбы за мир.
Созыв нашей конференции свидетельствует о том, что советский народ борется и будет бороться за мир, будет неустанно разоблачать все попытки реакции снова ввергнуть мир в войну, ведущую к истреблению человечества, к разрушению культуры.
Я выступаю здесь как представитель одного из отрядов советской интеллигенции, как представитель советских композиторов.
С помощью и под руководством партии в советской музыке было разгромлено формалистическое направление, являвшееся выражением влияния буржуазной идеологии на часть наших композиторов, были разгромлены космополитические теории и взгляды, игравшие на руку современному империализму.
Последовательное проведение в советском искусстве принципа социалистического реализма является нашим важнейшим оружием в борьбе с разлагающимся буржуазным искусством.
Современная буржуазная музыка во всех ее разновидностях полностью включилась в колесницу воинствующего империализма. В унисон с империалистической военной пропагандой, рассчитанной на терроризирование
и устрашение масс, некоторые буржуазные композиторы занимаются изобретением наиболее ошеломляющих, оглушающих средств, лежащих, конечно, за пределами музыкального искусства. Вслед за небезызвестным американским композитором Генри Коуэлом, превратившим рояль в ударный, громыхающий инструмент путем применения локтей и других частей тела,
на американском музыкальном горизонте появился Джон Кейдж, который, по авторитетному свидетельству журнала "Музыкальная Америка", "преобразует" рояль в миниатюрный ударный оркестр. Для этого он закладывает между струнами всевозможные предметы — болты, гайки, гвозди, обрезки пластмассы, резинки и т. п.
Эротикой, порнографией, мистикой проникнуты произведения наиболее рекламируемых буржуазной прессой композиторов. "Изнасилование Лукреции"—так называется опера английского композитора Бриттена, явившаяся сенсацией истекшего сезона в Нью-Йорке. Для этой оперы характерно сочетание крайнего натурализма в изображении эротических сцен и пошлость религиозной морали.
Великие традиции классической музыки, основанные на утверждении гуманизма и свободолюбия, на выражении национального демократического народного духа, живут и процветают у нас в стране социализма. Они крепнут в ростках того нового, что начинает сейчас созидаться в музыкальном искусстве стран народной демократии, идущих по пути социализма.
Весь исторический процесс развития современного музыкального искусства ясно свидетельствует о том, что эти великие традиции мощно противостояли бездушному аморальному буржуазно-формалистическому искусству.
Советские композиторы всемерно стремятся приблизить музыку к жизни, глубже и совершеннее выражать жизнь нашей страны в ее созидательном социалистическом труде, в ее высокой человеческой морали, в ее справедливой борьбе со злыми силами капиталистической реакции, в борьбе за мир и счастье людей.
Мы рады, что некоторые произведения советских композиторов, особенно наши песни, звучат в рядах наших друзей, активных борцов за мир, помогая им об’единять свои силы. Но сделанного еще недостаточно. Советские композиторы знают это и работают сейчас с большим под’емом для того, чтобы во всех жанрах музыкального искусства создать произведения, воспевающие величие и красоту сталинской эпохи, героическую борьбу советского народа, строящего коммунизм, создать произведения, способные служить великому и благородному делу мира. (Аплодисменты)".
("Известия", 1949, № 204 (30, август), с. 3).

Комментариев нет: