вторник, 13 августа 2019 г.

"Рожь густую, золотую скоро в поле уберём..."


"… Все за мир бороться будем,
Планы Трумэна сорвём".


70 лет назад в СССР нашли наконец выход из тупика единоличного хозяйства эстонские товарищи:
"Критика и библиография
Книга эстонского крестьянина
Яан Раудсепп. "На пути к коммунизму". Государственное издательство художественной литературы Эстонской ССР. Книга издана на эстонском языке.
Весна и лето 1948 года стали весной обновления эстонской деревни, вступившей на путь коллективизма. Весна эта расцвела бурно и победно и на самых дальних лесных хуторах Эстонии, хозяева которых пропахали вековечные межи, отделявшие на протяжении столетий поле от поля, хутор от хутора, человека от человека.
Более 70 процента хозяйств трудовых крестьян об'единились сейчас в республике в сельскохозяйственные артели. Из индустриальных центров страны на поля Эстонии идет поток сельскохозяйственных машин. Впервые в ряде колхозов урожай убирают самоходные комбайны. В уездах создано 39 машинно-тракторных станций. Почувствовав силу коллектива, эстонский колхозник — вчерашний единоличник — уничтожает не только межи, сужающие его жизнь.
Он приступает к грандиозному преобразованию природы Эстонской СССР.
Но ежедневно меняется не только лицо Эстонии, меняются сами люди, меняется эстонский крестьянин.
Недавно увидела свет и широко разошлась по тысячам эстонских колхозов книга "На пути к коммунизму". Автор книги Яан Раудсепп, бывший крестьянин-середняк из волости Куйгатси, Валгамаского уезда, простым народным языком рассказывает об организации и жизни одного из первых эстонских колхозов "Октообри выйт" ("Победа Октября"), где он работает председателем.
"О нашей деревне пельзя было сказать, чтоб она была уж очень бедная,—так начинает книгу Яан Раудсепп. — Поля давали нам все же в среднем 7—8 центнеров с гектара... Больше никогда никому в деревне Ылату не удавалось получить, да и никто не смел надеяться на большее. И у нас укоренилась уверенность, что больший урожай на наших пашнях невозможен. Болота и трясина, песчаные пролысины да глина, что с ними поделаешь?"
На этих землях в 1946 году Яан Раудсепп, так же, как и батраки Осберг, Отто, Хырак, получил от советской власти надел. Советская власть помогала им и поддерживала на каждом шагу, но "...все же нельзя было заметить в моей жизни продвижение вперед, и я чувствовал, что топчусь на мосте",— пишет Яан Раудсепп. Чувство неудовлетворенности в те дни испытывал не один только Яан Раудсепп, но и другие новоземельцы волости, и том числе и такие, как середняк Артур Новек. А ведь никогда еще у Яана Раудсеппа, Артура Новека и десятка других крестьян в Ылату не было столько хлеба, как в 1947 году. Все же не была их новая жизнь еще такой, что не нужно было бы желать лучшей. Мысли крестьян в Ылату в ту пору лучше всего выражены в книге Раудсеппа устами середняка Артура Новека:
"Если это болото продренажить, вспахать трактором, засеять семенами культурных трав, вот тогда можно можно снять урожай! Вместо двух куцых куч сена было бы 6 или 8 стогов, и тогда можно было бы держать молочное стадо и коровы давали бы молоко!"
Но откуда взять столько средств, чтобы взяться за переустройство природы Ылату, чтобы превратить болота в культурные пастбища и поля? У 33 семейств деревни Ылату, новоземельцев — и бедняков, и середняков— возникает мысль о необходимости найти выход из тупика единоличного хозяйства. Ведь живут же в братских республиках по-другому, ведь выращивают колхозники Московской и Ивановской областей на больших массивах средний урожай по 16—20 центнеров пшеницы с гектара, есть же там совхоз "Караваево", где каждая корова дает 7.600 килограммов молока в год.
Об этом люди из Ылату не раз читали в газетах и журналах.
Подробно, вдумчиво и правдиво Яан Раудсепп рассказывает, как в душах людей его деревни зреет идея об'единения в колхоз. Подобно валунам на полях Ылату, вставали на пути крестьян к об'единению препятствия. Об'единению людей пытались помешать кулак Тер и его подручные, организовавшие бешеную противоколхозную агитацию, порой мешали и собственная косность, боязнь нового, извечная крестьянская робость, подрезающая крылья. Но крестьяне и новоземельцы из Ылату ощущали ободряющую поддержку партии, помогшей инициативной группе создать в октябре 1947 года первый в волости колхоз "Октообри выйт".
С захватывающим интересом читается рассказ о первом весеннем колхозном севе, о последующей борьбе за урожай и жатве в колхозе "Октообри выйт". Этот рассказ дышит пафосом огромного труда колхозного коллектива. За урожай боролись так, как никогда раньше в волости, - по-революционному, руководствуясь учением передовой советской агротехники. Положительные результаты не всегда достигались сразу, и это смущало некоторых колхозников. Нельзя без волнения читать рассказ о том, как передовая колхозница Алийда Отто после того, как по совету агронома проборонили озимые, прибежала в слезах к председателю Яану Раудсеппу с жалобой: "Испортили все озимые. Иди, посмотри, какое поле, теперь вся деревня смеется".
Через несколько дней озимые поднялись и ровно зазеленели. Злые языки замолчали, и усмехались уже колхозники. Передовая советская агротехническая мысль торжествовала над косностью старой Ылату.
Автор книги "На пути к коммунизму" ярко показывает, что повседневная упорная непримиримая борьба против косных привычек и пережитков старого — одна из самых важных задач в молодом колхозе. Воспитывая новое, социалистическое отношение к труду, члены правления, передовые люди "Октообри выйт" проводили не только индивидуальную раз'яснительную работу, по и обсуждали проступки отдельных колхозников на общих собраниях. Так было, например, с колхозницами Амалией Мартман, Хелью Киппер и Амалией Хырак, небрежно отнесшимися к своим обязанностям.
И это не случайно. Колхоз в деревне Ылату явился не только формой совместной хозяйственной работы, но общественнно-политической школой, воспитывающей крестьян, помогающей им быстрее двигаться к коммунизму. Большая удача автора состоит в том, что, о каких бы хозяйственных мероприятиях в дорогом его сердцу колхозе он ни говорил, за ними всегда встают живые люди, меняющие свои характеры, привычки по мере того, как все крепче становятся они на ноги в своем новом колхозном хозяйстве.
Жизнь в эстонской деревне сейчас развивается бурно. Книга Яана Раудсеппа еще не успела выйти из печати, а уже явью стали многие мечты колхозников "Октообри выйт". Электрический свет вспыхнул во всех домах, и радио появилось в каждой семье. В колхозе "Октообри выйт" есть сейчас грузовая машина, молотилка, мельница, много уборочных машин. Созданы четыре животноводческих фермы. Полностью заготовлены на зиму корма для скота. Колхоз уже заканчивает выполнение плана хлебопоставок. Колхозники отстроили себе клуб. А в будущем они решили построить новый, утопающий в зелени колхозный поселок с водопроводом, чтобы женщинам не нужно было таскать воду ведрами. Для реализации своих обширных планов колхозникам "Октообри выйт" нужно добиться устойчивого среднего урожая полей не менее 20 центнеров с гектара. Такой урожай они впервые в истории Ылату сняли уже осенью 1948 года.
Богатые урожаи убирают сейчас колхозники, а в будущем думают добиться еще большего.
В предвидении этого будущего председатель колхоза Яан Раудсепп так заканчивает свою замечательную книгу:
"Колхозный народ деревни Ылату в плодотворных условиях советской действительности решительно и уверенно шагает к коммунизму, руководствуясь учением большевистской партии, товарища Сталина, обеспечивших нашей стране всеобщее процветание".
Ганс Леберехт.
Лауреат Сталинской премии". 
("Правда", 1949, № 225 (13, август), с. 3).

Комментариев нет: