пятница, 9 октября 2020 г.

"Это Вы учили наши руки покорять машины и станки..."


"...Это Вы
        на штурм высот науки
Комсомольцев
       
двинули полки".


70 лет назад стремительно и напряженно нарастало действие в советских пьесах:
"Театр
"Дорога первых"
За последние годы советская драматургия создала ряд значительных произведений. Но следует отмстить, что и до сих пор у нас еще очень мало пьес о трудовых подвигах советского рабочего класса. Поэтому особенно отрадно, что над этой центральной темой современности начинают работать драматурги и театры областных городов.
Свердловский государственный драматический театр поставил пьесу местного драматурга Афанасия Салынского — "Дорога первых" (постановщик —заслуженный деятель искусств РСФСР Е. Брилль).
Тесная связь драматурга с живой действительностью определила выбор основных конфликтов драматического сюжета этой пьесы и характер их разрешения.
Глубокое знание материала помогло и театру правильно воплотить замысел автора в сценических образах.
Молодой рабочий Илья Буторин (актер К. Максимов) вместе с главным инженером рудника работает над созданием новой электробуровой машины. Интерес к судьбе изобретения захватывает зрителей и заставляет их внимательно следить за развитием событий.
Борьба за новое и передовое против отсталости и рутины уже не раз изображалась в нашей литературе и на сцене. Однако А. Салынский по-новому раскрывает этот конфликт. В его пьесе противники новой машины — не завзятые рутинеры, а честные советские люди, привыкшие считать себя передовыми и совсем недавно имевшие для этого все основания. В спектакле живо показано, что советская жизнь в стремительном движении вперед обгоняет вчерашние достижения. Стоит только человеку остановиться в своем развитии, задержаться на пройденном этапе, как он оказывается в ряду отсталых.
Так случилось и с директором рудника Фуреговым. Он не бюрократ, а честный руководитель, по-настоящему преданный делу и успешно справлявшийся с ним.
Однако рост его как руководителя отстает от роста предприятия. Фурегов уже не охватывает всей сложности разросшегося дела, не ведет его. Поток повседневных, неотложных забот заслоняет ему перспективу. Поэтому он упускает главное, от чего зависит будущее рудника, мешает внедрению новой машины.
Не хочет поддержать изобретателя и старший брат его Василий Буторин (актер В. Кичигин). Вчера еще Василий был передовиком производства, героем стахановских рекордов. Но сегодня он не замечает, что стахановское движение поднялось на новый этап. Уже не отдельные рекорды, а коллективный стахановский труд, стахановские цехи, шахты и рудники стали знамением времени.
Действие в пьесе нарастает стремительно и напряженно. Пылкий, по-молодому нетерпеливый Илья делает рискованный и неверный шаг. Самовольно, несмотря на запрещение геологов, он забирается с бригадой в обводненный забой, чтобы там испытать действие новой машины. Этим он не только нарушает производственную дисциплину, но подвергает опасности себя и товарищей, рискует погубить машину.
Жизнь сурово наказывает Илью Буторина. Остановка машины, обнаружившая несовершенство ее конструкции, авария в забое, угроза снятия с работы, разрыв с братом, наконец, горькая обида его "союзницы" и любимой — молодого геолога Веры Щадных (артистка Т. Залевская),— все оборачивается против Ильи. Кажется, на волоске от гибели и судьба изобретения.
Но в советском обществе, в здоровом трудовом коллективе нс может погибнуть то, что ценно для жизни. Как же разрешается в пьесе этот конфликт?
В соответствии с законами развития советской действительности противоречия разрешаются в пьесе через критику и самокритику. При этом, опять-таки в полном соответствии с правдой жизни, решающую роль играет партийное руководство коллективом. Образ Ефимушкина (актер Б. Молчанов), секретаря парткома рудника,—один из самых значительных в пьесе и в спектакле. Спокойный и вдумчивый Ефимушкин умело направляет развитие событий. 0и чувствует себя ответственным за всю жизнь рудника, за его настоящее и будущее и в первую очередь — за идейно-политический рост людей, от которых зависит успех дела.
Ефимушкин действует только убеждением, но искренность и очевидная справедливость его суждений покоряют людей. Именно он заставляет Фурегова задуматься о стиле своего руководства, о значении работы Ильи Буторина для рудника. Ефимушкин помогает и Илье по-новому, с партийной точки зрения взглянуть на свою ошибку. С помощью Ефимушкина и Василий Буторин выходит из ложного положения, в которое он себя сам поставил.
Пьеса проникнута верой в советских людей, в силу советского коллектива, способного выправить и поднять каждого, даже, казалось бы, сильно отставшего человека.
Значительность спектакля в том, что весь ход событий и отношений на сцене воспринимается, как путь непрерывного идейно-политического и творческого роста наших людей, как реальное движение к коммунизму. Поэтому разговор о коммунизме, который в последней картине ведут старики Буторины, сам но себе очень конкретный к естественный, звучит особенно убедительно.
Вызывает сочувствие стремление драматурга показать своих героев многогранно не только в труде, но и в личных отношениях, в семье, в любви.
Однако в изображении личных отношений, в особенности в изображении любви героев, заключены и слабые стороны спектакля. Автор пьесы нс сумел добиться естественности и простоты в этих сценах.
В спектакле особенно явно выступает значение драматургического текста для театра. Хорошо удались актерам именно те роли, которые лучше всего разработаны драматургом. Старики Буторины (заслуженная артистка РСФСР Н. Петипа и актер С. Прищепа), Василий Буторин (В. Кичигин), Фурегов (И. Заря), Ефимушкин (Б. Молчанов) живут на сцене полной и естественной жизнью. Небольшая, но четко и выразительно разработанная роль старого горняка-коммуниста Ястребова чудесно воплощена актером И. Олигиным.
Труднее пришлось талантливому актеру К. Максимову, игравшему роль главного героя. Роль Ильи, богатая внутренним содержанием, яркая и увлекательная по замыслу, выписана драматургом неровно.
Некоторые второстепенные роли в пьесе просто бедны и поэтому неблагодарны для актеров. Недостаток литературной опытности молодого драматурга сказался и в том, что развязка излишне затянута.
Но даже при этих недостатках пьесы жизнь простых советских людей воспроизведена на сцене правдиво и увлекательно.
Спектакль рождает чувство глубокой гордости за советского человека.
"Дорога, первых" — серьезное достижение Свердловского государственного драматического театра.
Анна Тамарченко.
г. Свердловск".
("Известия", 1950, № 240 (8 октября), с. 3).

Комментариев нет: