воскресенье, 20 сентября 2020 г.

"У президента Трумэна в шкафу..."


"...Хранится рядом с бывшим Миколайчиком
И с королем отставленным Михайчиком
Танцующий болванчик Цзян Тин-фу".


70 лет назад многие советские кинозрители плакали на том эпизоде китайского фильма "Искры", где рабочий Чжоу с волнением пишет заявление о приеме в коммунистическую партию:
"Кино
Строители нового Китая
С вниманием и горячей симпатией советские люди следят за успехами демократического Китая, восстанавливающего на новых основах народное хозяйство страны, осуществляющего исторические реформы во всех областях экономики и культуры. Одни из эпизодов становления новой жизни воспроизводит китайский художественный фильм "Искры", вышедший на экраны нашей страны.
"Искры", новый китайский художественный фильм. Сценарий Чэнь Бо-эр, режиссер Сюй Кэ, композиторы Хэ Ши-дэ, Су Минь, оператор Фу Хун. Производство Дунбейской киностудии, 1949 год.
Фильм снимался Дунбейской киностудией. Ее работа уже знакома советским зрителям, тепло встретившим талантливый реалистический фильм "Дочери Китая". Новый фильм — правдивая повесть о китайском рабочем классе, залечивающем раны, нанесенные промышленности губительным владычеством империалистов и войной. Через события, развертывающиеся в одном из городов, авторы фильма показывают высокий патриотический под’ем рабочих, сплотившихся вокруг коммунистической партии Китая, поставившей историческую задачу подвести прочный экономический фундамент под национальную независимость страны. Фильм показывает, как раскрепощенный труд, вызвав к жизни могучие родники народной энергии и инициативы, помогает успешно осуществлять эту великую задачу.
Труд свободный, труд для своей родины окрыляет людей. Он дает им силы преодолеть и трудности, вызванные отсталостью экономики, и происки классового врага. Столкнулись два мира: люди нового Китая, люди трудового подвига, и остатки сломанного народом преступного чанкайшистского режима. Реакционеры пользуются малейшим ослаблением бдительности, чтобы помешать движению народа вперед, к заветной цели. В фильме выведены ушедший в подполье офицер гоминдановских войск и его подручный — уголовный проходимец. А за их спиной зритель видит тех, кого эти предатели и диверсанты почтительно называют "хозяевами": дельцов Уолл-стрита, оплачивающих долларами поджоги, провокацию — любое преступление против демократического Китая.
Сюжет фильма жизненно правдив. Гоминдановцы за время своего хозяйничанья разорили город, отступая, они разрушили электростанцию. Нет тока. Остановились фабрики и заводы. Город погрузился во мрак. Жизнь вернулась вместе с приходом частей Народной армии. Люди, томившиеся без работы, возвращаются к труду. Нужно  восстановить электростанцию, чтобы вернуть в строй предприятия, которым предстоит выполнять заказы для фронта, для победы. Эта благородная задача воодушевляет коллектив электростанции. Рабочий Чжоу Мин-ин становится во главе бригады электриков и подымает знамя соревнования. Он — подлинный новатор производства. Его пример увлекает всем Когда руководители станции теряются перед неразрешимой, казалось бы, проблемой, бригадир Чжоу находит смелый и правильный выход. Мы видим, как изменяется отношение людей к труду, как в этом процессе вырастает человек.
Событиям на электростанции сопутствуют большие перемены в жизни города. Семьи рабочих из жалких лачуг переезжают в благоустроенные квартиры, принадлежавшие в прошлом японским чиновникам. Станция пущена, и ожили фабрики, заводы, зажегся свет в школах, клубах. Страна по заслугам награждает Чжоу Мин-ина орденом Героя труда. Он знает, кому китайский народ обязан благодарностью за новую жизнь. С волнением Чжоу пишет заявление о приеме в коммунистическую партию.
Но плоды самоотверженной работы коллектива поставлены под удар. Диверсия империалистических наймитов выводит станцию из строя. Приходится все начинать сызнова. И снова побеждают решимость коллектива, настойчивость Чжоу, к которому теперь примыкают и специалисты — техник Чжао и мастер Фан, не захотевшие оставаться в стороне от большого общего дела, понявшие, что место честного специалиста — в рядах народа.
Фильм "Искры" является великолепной иллюстрацией тех изменений, которые происходят сейчас в рабочем классе и среди технической интеллигенции Китайской республики. Показывая, что раздавленная, но недобитая реакция еще может ужалить, он призывает к бдительности.
Есть в фильме и свои слабости. В частности, уровень актерского исполнения порой не отвечает замыслу режиссера; не всегда исполнители используют богатейшие возможности, открываемые перед актером сценарием фильма.
Реализм, народность, высокая идейность, отличающие фильм "Дочери Китая", с успехом демонстрировавшийся на советском экране, и новый фильм "Искры" подтверждают, что искусство китайского кино находится на верном пути к достижению высокой цели — быть достойным своего великого народа.
К. Тараданкин".
("Известия", 1950, № 224 (20 сентября), с. 3).

Комментариев нет: