воскресенье, 25 сентября 2022 г.

"Самый главный орден дали за большой успех…"

"… И своё спасибо Сталин
Мне сказал при всех".


 
75 лет назад живым патриотическим чувством привлекал советского читателя роман П. Павленко "Счастье":
"Критика и библиография
Книга о наших днях
П. Павленко. "Счастье". Роман. Журнал "Знамя" № 7 и № 8 — 1947 г.
Новый роман П. Павленко "Счастье" посвящен теме послевоенного возрождения. Роман привлекает читателя живым патриотическим чувством, острым публицистическим пафосом. Его читаешь с интересом, с интересом следишь за судьбой главного героя — полковника Воропаева и людей, близких ему, соратников по фронту и тылу.
Измученный ранами и болезнью, бездомный, растерянный, но одержимый страстью к жизни, приезжает полковник Воропаев в Крым. Прекрасный цветущий когда-то край разрушен, выжжен, потоптан оккупантами. Еще гремит война, товарищи Воропаева еще идут трудными дорогами боев к последним ее рубежам.
А тут, в Крыму, на свежем пепле пожаров начинается возрождение жизни, совершаются первые шаги по пути к новому изобилию и счастью.
Воропаев намерен поселиться у моря и, так как считает себя выбитым из прежней колеи, собирается начать жизнь снова, но уже в другом, более скромном масштабе. Раньше он был начальником политотдела корпуса, вел большую  работу, которая давала ему моральное удовлетворение, радовала сознанием собственной силы, уваженном и призванием товарищей. А теперь Воропаеву кажется, что он уже не способен на прежнее. На войне он лишился ноги, в тому же он тяжело болен туберкулезом легких. Сознание своей неполноценности заставляет Воропаева не отвечать на письма женщины, которую он встретил на фронте, горячо полюбил и которая полюбила его.
В таком состоянии и с такими мыслями появляется Воропаев в районном комитете партии, куда он заходит, едва покинув палубу парохода. Будучи большевиком, Воропаев очень быстро почувствовал неодолимую виутрениюю потребность вмешаться в тот поток неотложных дел, которыми должны заняться высадившиеся на берег переселенцы-колхозники. Проходит всего несколько дней, и мы уже видим Воропаева с головой ушедшим в мелкие и большие дела колхозов. Он горячо принимает к сердцу все, что касается жизни переселенцев, соединяет вокруг себя наиболее жизнедеятельных и энергичных людей, помогает многим преодолеть личные невзгоды. Словом, становится необходимым  человеком среди колхозников, а затем партийным руководителем района. "Не сознанием, а плечом, телом своим, дыханием своим чувствую, что я — народ, в народе, с народом, что я — его голос. Ах, как мне повезло!.."
Так говорит сам Воропаев об обретенном счастье.
Беспокойный характер Воропаева, его страстная, самоотверженная деятельность в колхозах создают о нем добрую молву, которая доходит и до товарища Сталина, посетившего Крым в период Ялтинской конференции. Товарищ Сталин вызывает к себе Воропаева, беседует с ним.
"—Мне рассказывали о вас, и, на мой взгляд, вы хорошо поступили, —сразу же сказал Сталин, —что избрали себе районную деятельность. У нас еще, к сожалению, много таких людей, которые предпочитают быть чиновниками в Москве, нежели хозяевами на периферии".
Товарищ Сталин подробно расспрашивает Воропаева о тех людях, с которыми ему приходится встречаться в колхозах. Он внимательно выслушивает рассказ Воропаева, тотчас оценивает правду его слов о том, что людям еще живется нелегко.
"—...Да, живем пока плохо, —говорит Сталин, —но скажите колхозникам — скоро все решительно изменится к лучшему. Вопросы питания страны партия будет решать с такой же энергией, как в свое время решала вопросы индустриализации. Все сделаем, чтобы люди начали хорошо жить. Лучше, чем до войны".
Разговор с товарищем Сталиным скоро становится известен колхозникам и подымает в них волну новой энергии, вызывает чувство искреннего и  самоотверженного стремления отдать все силы для быстрейшего возрождения родины.
Патриотический пафос — органическая черта романа Павленко. Его источником является гордое сознание той особенной исторической роли, которая выпала на долю нашего народа в годы минувшей мировой войны. Глубоко оправдан тон нравственного превосходства, который звучит в разговоре Воропаева с  иностранными корреспондентами во время Ялтинской конференции.
Образ главного героя— полковника Воропаева несколько сродни таким героям нашей литературы, как Павел Корчагин или летчик Мересьсв из "Повести о настоящем человеке» Б. Полевого, которые силой своего внутреннего огня, силой воли и стремлением отдать себя до последней капли крови делу народа обретают счастье, преодолевают чувство физической неполноценности, поражая нас нравственной красотой своего подвига.
Самой характерной чертой Воропаева является его самоотверженность, его  страстное желание быть там, гдо трудно, где нужен подвиг. Недаром колхозники дали Воропаеву прозвище "Витаминыч", видоизменив несколько его отчество —Алексей Вениаминович. Это —меткое прозвищеще. Оно подчеркивает способность большевика Воропаева будить силы в людях, их энергию и веру в себя.
П. Павленко удалось нарисовать целую галлерею правдивых образов участников послевоенного возрождения. Это очень талантливые и хотя бегло, но мастерски сделанные портреты. В общем автором хорошо уловлено н выражено многообразно человеческих судеб военного времени, показано единство патриотических устремлений людей очень разных индивидуальностей, характеров и биографий.
Профессор - винодел Широкогоров — умный, полный гражданского достоинства советский патриот; Опанас Цимбал —старик, бывалый кубанский казак, человек неиссякаемой веры в жизнь; юная, трогательная чета Поднебоско; озорная, внешне грубая, но чуткая Варя Огарнова; мужественная во всех испытаниях молодой жизни, изведавшая немецкий плен и теперь оживающая, как яблоня после морозной зимы, комсомолка Аня Ступина; жизнедеятельный Городцов, — все это образы, в которых проявляются живые черты нашего народа,  талантливого, терпеливого, мужественного, уверенного в своих способностях н умении добиться стоящих перед ним высоких исторических целей.
Но не все образы раскрыты в романе последовательно и органически. Так, Опанаса Цимбала, человека суровой и тяжелой судьбы, автор подконец наделяет приторными чертами рождественского деда. В целом очень удачный образ Лены Журиной испорчен тем, что автор приписывает этой простой женщине совершенно не вяжущиеся со всем ее обликом черты пантеистического  стремления в природе, вырастающие в желание "самой стать клочком земли, углом векового камня, ручьем у дороги, чтобы жить и после того, как распадется тело".
Вызывают возражения также некоторые черты в образе главного героя романа. Нельзя считать достоинством Воропаева его необдуманное желание без серьезного чувства, а просто из "сиротства и растерянности"—связать свою жизнь с жизнью Лены Журиной. Здесь проявилась, несвойственная передовому советскому человеку, недооценка сознательного начала в личных отношениях.
Жизнь героев романа П. Павленко неотделима от жизни всей страны, всего народа. И счастье каждого советского человека писатель неразрывно связывает со счастьем всего народа. Эта основная идея романа раскрыта ярко, талантливо, со всей страстностью советского художника.
Ник. Жданов".
("Известия", 1947, № 227 (26 сентября), с. 3).

Комментариев нет: