суббота, 28 июля 2018 г.

"Когда народным кетменем, без хана и без бая…"

"…Мы сами грудь скалы пробьем, 
Путь к жизни открывая".


35 лет назад советские дети рано знакомились с многообразием поджанров литературы ужасов:
"Пятилетка в красном галстуке
Работать, как мама
У нас в гостях Салима Жумабекова – делегат XXVI съезда КПСС, депутат Верховного Совета СССР, Герой Социалистического Труда, мастер-рисовод совхоза "Ленинский" Кзыл-Ординской области и ее сын Дауржан Даулнтов – делегат VII Всесоюзного слета пионеров, кавалер Почетного знака ЦК ВЛКСМ "Золотой колос", командир тимуровского отряда школы.
- Салима-апай, скажите, пожалуйста, как Вы выбирали свою профессию?
- Знаете, так получилось, что не я ее выбирала, а она меня. Все было просто. После окончания школы пришла в райком комсомола и говорю: "Хочу работать там, где труднее". Отвечают: "Вот тебе путевка – будешь работать в рисоводческом совхозе". Так по комсомольской путевке я стала рисоводом.
- А Дауржан уже выбрал свою будущую профессию?
- Хочу стать агрономом и, как мама, выращивать рис. Но для этого надо многому научиться.
- Рис – растение южное, и многие наши читатели не знают, как за ним ухаживают…
Дауржан: - Рис очень любит влагу. Поэтому его выращивают в чеках. Чек – это участок поля, с двух сторон окруженный канавами с водой. Если участок ровный, чек по площади может быть большим. А если неровный, то есть неспланированный, чек меньше. И работать на нем труднее. На неспланированных участках нет труб, по которым в чек поступает вода. Чтобы пустить воду, надо брать кетмень и рыть канаву.
Салима Жумабекова: - Умение поддерживать водный режим – это, пожалуй, самое важное для рисовода. Особенно в период получения всходов. Проклюнулись семена, взошел рис – смотри, чтобы из воды торчали только два верхних листика. Мы их зовем ушками. И вообще по растению видно, что ему нужно: оптимальный слой воды или подкормка удобрениями, смена воды или ее циркуляция. Поэтому в каждом чеке применяется свой режим орошения. Бывает так, что в одном чеке слой воды днем увеличивают, а на ночь снижают. В другом ее полностью сменяют. И так продолжается до самой уборки.
- Пять лет назад Вы решили организовать семейное рисоводческое звено. Чем было вызвано такое решение? Только ли потому, что Вы – мать-героиня?
- Я рассуждала так. У меня десять детей. Вырастить человека, значит с детства приучить к труду. И где учить, как не на совхозном поле… А теперь вспомните, сколько семейных экипажей и звеньев появилось в последние годы во многих колхозах и совхозах. Выходит, не одна я так думаю.
Работать семейным звеном я начинала со старшими сыновьями – Орынбасаром и Жарылкасыном. А теперь на нем – Гани и Дауржан. Гани уже кончил школу, а Дауржан перешел в 9-й класс. Недавно и его в комсомол приняли. И вообще – это была целая история. Расскажи, как ты стал комсомольцем.
Дауржан: - А что рассказывать?.. Многих ребят в классе приняли, а меня не принимали. Говорят, обожди, тебе еще только тринадцать. А я не хотел ждать и поехал в райком комсомола.И тогда меня тоже приняли.
Салима Жумабекова: - Вот так всегда – два слова скажет и – молчок. Молчун – каких свет не видел. Однажды приехала к нам делегация из Алма-Аты, посмотреть, какие у нас чеки. Дауржан повел показывать. И вдруг слышу- крик…
Двуржан: - А что я мог сделать? В чеках часто ужи плавают. Откуда я знал, что эти люди не могут отличить ужа от змеи. Сами виноваты.
- Каждый год с каждого гектара Вы собираете рекордные урожаи. А сколько всего гектаров закреплено за вашим звеном?
Салима Жкмабекова: - Ровно 80. 20 из них – неспланированные. Так что дела много. Даже домой некогда ходить. Поэтому все лето мы живем в вагончике, прямо в поле.
- Наверно, это неудобно?
- Почему неудобно? В вагончике у нас две комнаты. Есть газовая плита, холодильник, телевизор… Очень даже удобно. А Дауржан еще и магнитофон берет. Он у нас большой любитель музыки…
- Значит, все лето живете в вагончике. А как же дома? Ведь у Вас еще есть дети?
- С тех пор как муж умер, летом они живут одни. Три дочки – Фатима, Галия и Лайла. Но я за них спокойна: все умеют делать. И корову подоить, и обед сварить. А когда надо, нам еще помогают. Самая младшая Галия, она – пятиклассница. Фатима – в седьмой перешла. Лайла в этом году уже закончила школу. А остальные живут отдельно: кто работает, кто учится, кто в армии служит…
- Вы сказали, что за Вами закреплено 80 гектаров земли. А в райкоме комсомола назвали другую цифру – 82…
- Ошибки здесь нет. Понимаете, в этом году по решению дирекции совхоза пионерской дружине школы выделили опытный участок. На нем работают пионеры. А Дауржан вроде как наставник. И я не имею права считать эти два гектара. Это поле младшего сына. Он за него отвечает.
Записал Е. Александров".
("Костер", 1983, № 7 (июль), с. 18-19).

Комментариев нет: