"… К
нам на праздники — на свята —
Приезжайте,
братья, в гости!"
65 лет назад
в СССР можно было поздравить Вологодский облдрамтеатр с творческим достижением:
"Театр
На сцене—
современник
Признаться, я шел на этот спектакль не то, чтобы с предубеждением, но с некоторым опасением. В памяти еще не изгладилось впечатление от чудесной постановки "Далей неоглядных" в московском театре имени Моссовета, постановки, которая не случайно выдвигалась на соискание Ленинской премии. Казалось, что "Дали неоглядные" в нашем областном драматическом театре, располагающем значительно меньшими возможностями, вряд ли будут такими же яркими. К тому же интересное произведение Николая Вирты не так уж легко для театра. Частая смена картин, массовые сцены, глубокие и сложные характеры — все это требует напряженной творческой работы коллектива, требует размышлений и поисков. Ведь многое из того, что найдено московскими артистами, у нас неприемлемо; нельзя позаимствовать и оформление спектакля — оно привело бы к паузам между картинами…
Но вот
раздвигается занавес, и сразу же перестаешь сравнивать наших артистов с
московскими. Потому что на сцене — сама жизнь, потому что большинство артистов
не играет, а поистине живет. Спектакль увлекает, захватывает зрителя,
заставляет его думать, смеяться, переживать. Он идет в хорошем темпе. Наш
облдрамтеатр можно поздравить с творческим достижением.
Действие развертывается в колхозной деревне в наши дни. Правда, жизнь сейчас идет так быстро, что уже чувствуется время, прошедшее с того момента, которым заканчивается спектакль. Но, во-первых, этот момент — не столь далекое прошлое, а вся пьеса устремлена в будущее, в те неоглядные дали, которые открываются сейчас перед колхозным крестьянством. А во-вторых, герои пьесы — это наши современники, те сами, руками которых осуществляется в стране небывалый подъем сельского хозяйства.
В центре — образ коммуниста Матвея Ивановича Хижнякова, которого партия послала в отстающий колхоз. Этот образ в исполнении заслуженного артиста РСФСР В. Сафонова — самая большая удача спектакля.
Матвей Хижняков — это человек, всем сердцем преданный партии и народу. И пусть он неудачно женился, пусть без особого энтузиазма согласился поехать в отстающий колхоз, пусть напился с горя, но не случайно автор говорит, что полюбил его, привязался к нему душой. Хижняков — знающий специалист, честный работник, энергичный и умный. Но самое главное в нем — это умение подойти к людям, понять их нужды, организовать их на большие дела.
Не сразу удается ему завоевать авторитет и уважение колхозников. Многие видели в новом председателе "варяга", человека временного и чужого. Но Матвей Иванович сумел поговорить с каждым по душам, а главное — показал на деле, что колхоз может и должен пойти в гору. И тогда его поддержали даже такие люди, как Никита Стрешнев, прозванный "отрицателем" за то, что всегда и все критиковал.
В. Сафонов рисует живой человеческий характер. Он не делает своего героя идеальным и безупречным. Хижняков во многом сомневается, он может ошибаться и признает свои ошибки. Но исполнитель постоянно подчеркивает главное — его честность, партийную принципиальность, верность долгу и народу. Артист нигде не переигрывает, не делает Хижнякова жалким даже в сцене, где он пьян.
Вот это умение не сглаживая, не вытягивая образ в струнку, не лишить в то же время Хижнякова цельности характера, не переступить нигде границу, за которой было бы уже искажение авторского замысла, — вот это актерское умение прежде всего и обеспечило В. Сафонову успех.
Автор пьесы и исполнитель показывают Хижнякова в борьбе. Его противниками выступают бывший председатель колхоза Сила Кузьмич Степкин, кладовщица Матрена Косачева, спекулянтка Марфа, Петр Попов, а из начальства Лука Никитич Астахов. Против него и его жена Валерия Борисовна.
Но на стороне Матвея Ивановича все труженики деревни. В них он находит поддержку, они могут и поправить его. Поддерживает Хижнякова и секретарь обкома партии Алексей Ильич Струков.
Сложные взаимодействия своего героя с людьми заслуженный артист РСФСР В. Сафонов рисует сочно и жизненно. Его Хижняков меняется в каждой сцене, живо реагируя на происходящее.
Вот он, возмущенный клеветой и тем, что его хотят перевести из колхоза, вбегает к секретарю обкома партии. А вот он задушевно беседует с Настей, подбивая ее на большое дело и тут же сватая за Ефима. Или сцена с Кедровой, когда Хижняков впервые начинает догадываться, что она его любит. Везде он живет, и зритель верит в его поступки и в его слова.
Как хорошо, по-мужски разговаривает Матвей Иванович с сынишкой Кедровой — Андрюшкой. И какое возмущение звучит в его голосе, когда Степкин предлагает ему сделку.
А в отношениях с Анной Павловной Ракитиной, которую полюбил, Хижняков раскрывается как сильная натура, не способная на компромиссы и в любви.
Ракитина — заслуженная артистка Бурятской АССР М. Лермо — рядом с Хижняковым-Сафоновым выглядит однотонной. Но в главном исполнительница справилась с ролью, создав обаятельный образ женщины и секретаря райкома партии.
Хорош, хоть и несколько традиционен, секретарь обкома Струков в исполнении артиста Н. Будакова.
Зато просто великолепны колхозники, и среди них, в первую очередь, Никита Стрешнев. В устах Б. Случевского реплики Стрешнева вызывают смех. При этом артист нигде не сбивается на грубое и упрощенное шаржирование. В его игре имеется настоящий комизм.
Колоритны и Ферапонт Нилыч — народный артист Коми АССР И. Киселев, и Пелагея Ильинична — артистка Н. Буц, и Настя — артистка В. Криворотова, и "Утверждатель" Ареф Поздняков — артист И. Дворников, и старики — артисты В. Кисельников и Ю. Слащев, и девушка — Г. Зайцева.
Яркую фигуру бывшего председателя колхоза Силы Степкина нарисовал С. Козлов. Степкин — нечестный человек и плохой руководитель, опьяненный властью. Поэтому колхозники радуются его разоблачению.
Вместе с ним действует в пьесе Матрена Федоровна Косачева. Косачева — не друг Степкину, она готова предать Силу Кузьмича, но стремление нажиться нечестным путем толкает ее к нему, делает соучастницей преступлений. Артистка М. Щуко создает яркий сатирический образ, хотя кое-где немного переигрывает.
Лука Никитич Астахов в исполнении В. Сидорова убедителен. Артист разоблачает его не сразу и этим добивается того, что зритель с интересом следит за Астаховым.
Несколькими точными штрихами рисует артистка Т. Смолкина пустую и эгоистичную Валерию Хижнякову.
Всего на одну минуту появляется на сцене Т. Громова — официантка, но и она остается в памяти.
Есть в "Далях неоглядных" важная и ответственная роль, проходящая через всю пьесу, — это роль автора. Просто и естественно ведет ее заслуженный артист РСФСР Б. Барсов. В каждой сцене он умеет точно найти себе место, не заслоняя других действующих лиц, но и не превращаясь в пассивного наблюдателя. Лаконичность, простота свойственна декорациям. В этом заслуга и художника В. Кошкина, и режиссера Р. Розенберга, умелая рука которого чувствуется во всем.
Конечно, есть в постановке и недостатки. Так, не получился образ агронома Ксении Кедровой. Но в целом "Дали неоглядные" — победа театра.
В. Пудожгорский".
("Красный
Север", Вологда, 1960, № 4 (6 января), с. 4).
"Театр
Признаться, я шел на этот спектакль не то, чтобы с предубеждением, но с некоторым опасением. В памяти еще не изгладилось впечатление от чудесной постановки "Далей неоглядных" в московском театре имени Моссовета, постановки, которая не случайно выдвигалась на соискание Ленинской премии. Казалось, что "Дали неоглядные" в нашем областном драматическом театре, располагающем значительно меньшими возможностями, вряд ли будут такими же яркими. К тому же интересное произведение Николая Вирты не так уж легко для театра. Частая смена картин, массовые сцены, глубокие и сложные характеры — все это требует напряженной творческой работы коллектива, требует размышлений и поисков. Ведь многое из того, что найдено московскими артистами, у нас неприемлемо; нельзя позаимствовать и оформление спектакля — оно привело бы к паузам между картинами…
Действие развертывается в колхозной деревне в наши дни. Правда, жизнь сейчас идет так быстро, что уже чувствуется время, прошедшее с того момента, которым заканчивается спектакль. Но, во-первых, этот момент — не столь далекое прошлое, а вся пьеса устремлена в будущее, в те неоглядные дали, которые открываются сейчас перед колхозным крестьянством. А во-вторых, герои пьесы — это наши современники, те сами, руками которых осуществляется в стране небывалый подъем сельского хозяйства.
В центре — образ коммуниста Матвея Ивановича Хижнякова, которого партия послала в отстающий колхоз. Этот образ в исполнении заслуженного артиста РСФСР В. Сафонова — самая большая удача спектакля.
Матвей Хижняков — это человек, всем сердцем преданный партии и народу. И пусть он неудачно женился, пусть без особого энтузиазма согласился поехать в отстающий колхоз, пусть напился с горя, но не случайно автор говорит, что полюбил его, привязался к нему душой. Хижняков — знающий специалист, честный работник, энергичный и умный. Но самое главное в нем — это умение подойти к людям, понять их нужды, организовать их на большие дела.
Не сразу удается ему завоевать авторитет и уважение колхозников. Многие видели в новом председателе "варяга", человека временного и чужого. Но Матвей Иванович сумел поговорить с каждым по душам, а главное — показал на деле, что колхоз может и должен пойти в гору. И тогда его поддержали даже такие люди, как Никита Стрешнев, прозванный "отрицателем" за то, что всегда и все критиковал.
В. Сафонов рисует живой человеческий характер. Он не делает своего героя идеальным и безупречным. Хижняков во многом сомневается, он может ошибаться и признает свои ошибки. Но исполнитель постоянно подчеркивает главное — его честность, партийную принципиальность, верность долгу и народу. Артист нигде не переигрывает, не делает Хижнякова жалким даже в сцене, где он пьян.
Вот это умение не сглаживая, не вытягивая образ в струнку, не лишить в то же время Хижнякова цельности характера, не переступить нигде границу, за которой было бы уже искажение авторского замысла, — вот это актерское умение прежде всего и обеспечило В. Сафонову успех.
Автор пьесы и исполнитель показывают Хижнякова в борьбе. Его противниками выступают бывший председатель колхоза Сила Кузьмич Степкин, кладовщица Матрена Косачева, спекулянтка Марфа, Петр Попов, а из начальства Лука Никитич Астахов. Против него и его жена Валерия Борисовна.
Но на стороне Матвея Ивановича все труженики деревни. В них он находит поддержку, они могут и поправить его. Поддерживает Хижнякова и секретарь обкома партии Алексей Ильич Струков.
Сложные взаимодействия своего героя с людьми заслуженный артист РСФСР В. Сафонов рисует сочно и жизненно. Его Хижняков меняется в каждой сцене, живо реагируя на происходящее.
Вот он, возмущенный клеветой и тем, что его хотят перевести из колхоза, вбегает к секретарю обкома партии. А вот он задушевно беседует с Настей, подбивая ее на большое дело и тут же сватая за Ефима. Или сцена с Кедровой, когда Хижняков впервые начинает догадываться, что она его любит. Везде он живет, и зритель верит в его поступки и в его слова.
Как хорошо, по-мужски разговаривает Матвей Иванович с сынишкой Кедровой — Андрюшкой. И какое возмущение звучит в его голосе, когда Степкин предлагает ему сделку.
А в отношениях с Анной Павловной Ракитиной, которую полюбил, Хижняков раскрывается как сильная натура, не способная на компромиссы и в любви.
Ракитина — заслуженная артистка Бурятской АССР М. Лермо — рядом с Хижняковым-Сафоновым выглядит однотонной. Но в главном исполнительница справилась с ролью, создав обаятельный образ женщины и секретаря райкома партии.
Хорош, хоть и несколько традиционен, секретарь обкома Струков в исполнении артиста Н. Будакова.
Зато просто великолепны колхозники, и среди них, в первую очередь, Никита Стрешнев. В устах Б. Случевского реплики Стрешнева вызывают смех. При этом артист нигде не сбивается на грубое и упрощенное шаржирование. В его игре имеется настоящий комизм.
Колоритны и Ферапонт Нилыч — народный артист Коми АССР И. Киселев, и Пелагея Ильинична — артистка Н. Буц, и Настя — артистка В. Криворотова, и "Утверждатель" Ареф Поздняков — артист И. Дворников, и старики — артисты В. Кисельников и Ю. Слащев, и девушка — Г. Зайцева.
Яркую фигуру бывшего председателя колхоза Силы Степкина нарисовал С. Козлов. Степкин — нечестный человек и плохой руководитель, опьяненный властью. Поэтому колхозники радуются его разоблачению.
Вместе с ним действует в пьесе Матрена Федоровна Косачева. Косачева — не друг Степкину, она готова предать Силу Кузьмича, но стремление нажиться нечестным путем толкает ее к нему, делает соучастницей преступлений. Артистка М. Щуко создает яркий сатирический образ, хотя кое-где немного переигрывает.
Лука Никитич Астахов в исполнении В. Сидорова убедителен. Артист разоблачает его не сразу и этим добивается того, что зритель с интересом следит за Астаховым.
Несколькими точными штрихами рисует артистка Т. Смолкина пустую и эгоистичную Валерию Хижнякову.
Всего на одну минуту появляется на сцене Т. Громова — официантка, но и она остается в памяти.
Есть в "Далях неоглядных" важная и ответственная роль, проходящая через всю пьесу, — это роль автора. Просто и естественно ведет ее заслуженный артист РСФСР Б. Барсов. В каждой сцене он умеет точно найти себе место, не заслоняя других действующих лиц, но и не превращаясь в пассивного наблюдателя. Лаконичность, простота свойственна декорациям. В этом заслуга и художника В. Кошкина, и режиссера Р. Розенберга, умелая рука которого чувствуется во всем.
Конечно, есть в постановке и недостатки. Так, не получился образ агронома Ксении Кедровой. Но в целом "Дали неоглядные" — победа театра.
В. Пудожгорский".
Комментариев нет:
Отправить комментарий