"… Мы
бы загодя пельмени
Положили б на мороз".
Положили б на мороз".
75 лет назад в СССР будто подгадала к постановлению ЦК ВКП(б) об опере "Великая дружба" новая работа режиссера И. Пырьева:
"Кино
"Сказание о земле сибирской"
На экраны кинотеатров вышел цветной художественный фильм "Сказание о земле сибирской" (студия "Мосфильм"). Это новая работа режиссера И. Пырьева.
Фильм щедро и любовно показывает сильных и чистых людей Сибири, ее природу, краски, строгую мужественность. Мысль о том, что в общении с народом художник черпает творческие силы, положена в основу фильма. Это придает ему особую ценность и значительность.
На экране проходит перед нами судьба Андрея Балашова, молодого человека нашего времени. Андрей Балашов возвращается из армии в Москву. До войны Балашов был пианистом, питомцем Московской консерватории. В одном из сражений Балашов был ранен в левую руку, ранение оказалось тяжелым, рука утратила прежнюю силу и подвижность. Балашов не может более быть пианистом. Так входит в сюжет большая тема, уже нашедшая в литературе различные воплощения: человек, переживший физическое увечье, должен начать заново жизнь.
Балашов попадает в прежний, знакомый мир консерваторпи, — здесь все без него шло своим путем. Любимая им девушка Наташа Малинина стала известной певицей, товарищ его, Борис Оленич, выступает с успехом в концертах. Все, как прежде: сияющий, теплый зал, внимательная тишина, оркестр на эстраде. Первый взмах руки дирижера, и вслед за скрипками вступает рояль, вдохновенно, властно...
Боль и горечь утраты, сознание случившейся с ним непоправимой беды охватывают Балашова с новой силой. Он покидает Москву, едет в Сибирь, на родину.
И вот зритель видит его на плывущей барже. Природа Сибири во всем ее могучем величии, блеск реки, задумчивые леса, — все это показано широко, с огромной любовью. И когда на экране возникают просторы Сибири, простые и сильные лица ее людей, когда Балашов, случайно взявший в руки баян, поет по просьбе сибиряков песню и раскрываются ей навстречу людские сердца, — уже с первых этих кадров можно ощутить умный и верный путь, по которому пошло развитие темы.
Любовь советского народа к искусству, радость, которую дает музыканту сознание своей необходимости народу, — вот что становится центром фильма. Балашов остается в Сибири, он работает на одном из строительств. По вечерам он играет на баяне в чайной. Грубый, бревенчатый сруб вместо зала консерватории... И вместе с тем как явственно ощутима в этих кадрах чистота и сила подлинного искусства, сверкающего и здесь, в дальнем краю Советской страны, как прекрасно показана потребность в нем людей, тяга к музыке, озаряющей душу, жажда этой музыки, глубокое, ее понимание.
Единение с народом всегда обогащает художника. Балашов становится мудрее, глубже, он многое осмысливает заново. Для него открываются иные стороны жизни, иное ее содержание, он приобрел новую зоркость художника, верное понимание задач и целей искусства.
Новые образы, мысли, накопленное душевное богатство, переполняют и вдохновляют его. Балашов становится композитором. Оп пишет большое музыкальное произведение — ораторию "Сказание о земле сибирской". Так фильм утверждает, что в Советской стране подлинный талант всегда найдет путь в искусство.
Музыка введена в фильм крупно, действенно: это одна из главных его героинь, участница всех основных событий. Но особенно глубоко и поэтично она дана в первых кадрах фильма, когда бойцы на фронте слушают игру Балашова. Полные воинской суровости лица озарены светом музыки, она становится для них голосом родины, воспоминанием о родном доме, утверждением победы...
При сравнении сценария с фильмом особенно видна талантливость режиссерской работы И. Пырьева. Он углубил характеры и чувства, нашел для них интересное воплощение. Фильм проникнут горячей любовью к родине; режиссер показывает страну и советских людей, гордясь ими, восхищаясь, показывает увлеченно, широко, находя точные и яркие краски. Мысль о том, что без единения с народом не может быть подлинного искусства; мысль о кровной заинтересованности народа в искусстве, в музыке; показ этого великого взаимного обогащения, прочной духовной связи между советским народом и художником, —все это режиссер сумел сделать основным стержнем фильма, его душой.
Сценарий (авторы Е. Помещиков и Н. Рожков) при его верной общей направленности не свободен от недостатков. Особенно относится это к тексту. Он подчас отягощен декламацией, излишне многословен; иногда, по самой сути своей, он беднее, чем поступки героев, их душевные движения.
Андрея Балашова играет В. Дружников, артист молодой, недавно пришедший в кинематографию. Роль раскрыта им верно, очерчена выпукло; в Балашове ощущается подлинный советский музыкант, человек больших чувств, страстный, правдивый, близкий к народу.
Путь Балашова всюду скрещивается с путем Наташи. И, как бы в противовес порывистости Дружникова, Марина Ладынина играет Наташу чрезвычайно сдержанно. Она раскрывает образ осторожно, прибавляя одну за другой новые краски, не боясь даже некоторой замкнутости.
Рядом с Андреем и Наташей живет в фильме другая пара —Яков Бурмак и Настенька. История неудачника-влюбленного, в меру смешная и достаточно известная, озарена на этот раз светом сильного чувства и преданности. Бурмака сочно и талантливо играет Б. Андреев. Очень привлекательна в своей молодой искренности и правдивости игра В. Васильевой (Настенька).
С пианистом Оленичем мы знакомимся в самом начале фильма. Он исполняет концерт Листа, исполняет виртуозно. Но и тогда уже нет веры в этот талант, себялюбивый, узкий, с салонным высокомерием. Оленичу чужды истинные цели музыки. Его талант оторван от народа, ему суждено быстро увянуть, ибо он лишен глубоких корней в искусстве. В. Зельдин показывает Оленича в основном верно, но не без излишней суетливости. Вдумчиво и мягко играет старого профессора В. Зайчиков. Хорош К. Лабутин в эпизодической роли Сеньки. Необычайно выразительны типажи сибиряков в массовых сценах.
Работа оператора В. Павлова отлична. Природа Сибири передана с мастерством подлинного живописца. Простор, синева и сверканье реки, зелень могучих деревьев, —все живет, дышит, благоухает. Подлинной поэтичности полны индустриальные пейзажи.
Композитор Н. Крюков умело сделал музыкальное сопровождение фильма. Но в музыке самой оратории нехватает силы и глубины, она беднее, чем великая сибирская земля, о которой она должна рассказать и которую мы видим на экране.
Фильм же рассказал об этой сибирской земле, о наших советских людях содержательно, ярко и глубоко.
Татьяна Тэсс".
Комментариев нет:
Отправить комментарий