"…
Мы..., уж если словом дорожить,
Счастье человеческое строим —
И чертовски интересно жить!"
Счастье человеческое строим —
И чертовски интересно жить!"
"Театр
С крутого берега реки видны необъятные просторы. На горизонте вырисовываются заводские корпуса. На пригорке — группа юных девушек. Совсем недавно они вступили в самостоятельную жизнь, пришли из ремесленного училища на завод. В училище слово "завод" произносилось с чувством особого уважения и гордости. Девушки мечтали о творческом, вдохновенном труде. Но вот они на производстве. Изо дня в день старый мастер заставляет их выполнять задание, механически, не заглядывая вперед. Не того им хотелось. И вновь — мечты и ожидание чего-то большего, лучшего.
Так начинается спектакль "Девицы-красавицы" А. Симукова в Московском театре имени К. С. Станиславского. Про него можно сказать, что это спектакль о смелой, отважной и трудолюбивой советской молодежи.
Драматурги и театры в большом долгу перед рабочим классом. Мало еще спектаклей, в которых рабочий был бы показан в труде и в быту, в своих размышлениях, мечтах и дерзаниях. И потому созданный в творческом содружестве автора и коллектива театра спектакль "Девицы-красавицы" представляет важное явление в театральной жизни.
Постановщики спектакля М. Яншин и С. Туманов верю поняли идейный замысел пьесы: в коллективном труде растет и формируется человек нашего времени, воспитывается характер, преодолеваются недостатки и пережитки прошлого. Только в коллективе труд становится творческим, радостным.
Сюжет комедии А. Симукова прост, но его достоинство в том, что он складывается из жизненно-правдивых событий.
Молодому рабочему-стахановцу Сергею Третьякову не разрешили уехать с завода на стройку коммунизма, чем он искренно огорчен. Ему сказали, что он коммунизм будет строить у себя на заводе, в девятом пролете, куда его назначили старшим мастером. А девятый пролет — отстающий, работают там молодые девушки, окончившие ремесленное училище. Старый мастер Авдеев не понял их, не сумел зажечь, заинтересовать работой к сделать их труд творческим.
Сергей Третьяков (артист Б. Левинсон) сталкивается с расшатанной дисциплиной, потерей чувства ответственности, равнодушной, механической погоней за выполнением плана. Совсем молодой работник, недавно окончивший техникум, Сергей встретился в цехе с такими же молодыми работницами. Различны характеры этих работниц. Тут и гордая, независимая, не желающая работать, как "пожарная команда", Маша Ракнтнна (артистка В. Красковская), тут и заботливая, пытающаяся поддержать бодрый дух у товарищей, Оля Корабельникова (артистка Н. Кринская), и беззаботная, веселая хохотушка Клава Огонькова (артистка Н. Животова), и болтушка, сплетница Вера Малолеткова (артистка И. Прейс), и Тамара Фирсанова (артистка Л. Малютина), для которой важно только одно —побольше заработать.
Характеры действующих лиц хорошо развиты артистами.
Б. Левинсон сумел создать живой и выразительный образ молодого командира производства. Конфликт между Сергеем и девушками-работницами, недоверчиво принявшими нового руководителя, несет в себе зерно борьбы за творческий труд на заводе. Сергей нашел подход к девушкам: он вовлек их в учебу, создал атмосферу доверия и взаимопомощи. Но и со старым мастером Авдеевым ему надо найти общий язык. Артист хорошо сумел передать и уважение к опыту старого рабочего, и правильное отношение к его неудачам.
Но Сергей не оставил своей мечты уехать на стройку коммунизма. Он продолжает вести спор с парторгом,—обещает наладить работу в пролете и после того обязательно поехать "строить коммунизм на переднем крае".
Глядя на Сергея Третьякова, загораются желанием работать лучше девицы-красавицы. Чуткая и смелая Маша уже не хочет уходить с завода, она —активная помощница Сергея, она полюбила его. Артистка В. Красковская создала привлекательный образ молодой работницы: она обаятельна, нежна и в то же время сурова к недостаткам. Сергей и Маша —люди твердых, неуступчивых характеров.
Видно, как растет, мужает весь коллектив, как Тамара, Вера, Оля и Нюра взрослеют, делаются серьезней. Хорошо передано становление коллектива. От первой встречи на крутом обрыве, когда каждая нз девушек вплетала в разговор свой мотив, когда не было целеустремленности, мы идем к сцене встречи с новым мастером, где девушки сталкиваются с волей руководителя. Мы снова видим девушек на прогулке. Но как все изменилось! Веселы и живы они. Радость бьет ключом. Хорошо стало работать: руководитель хороший, перспективы яснее.
И вдруг —огорчение: Сергей для того, чтобы итти вперед, утаил готовую продукцию, создал внутренний резерв. Искреннее огорчение и глубокая обида за неверие в коллектив, за то, что тайком от коллектива руководитель страховался на случай неудачи, с большим настроением переданы в спектакле. Девушки тонко и с тактом ведут сцену, где уже они становятся воспитателями своего мастера.
Заключительная сцена спектакля происходит в цехе завода. Успехи коллектива позволяют высвободить из пролета целую смену рабочих. Осуществляется мечта Сергея. Он получает право ехать на великую стройку коммунизма. И не один, а вместе со всей сменой, с девицами-красавицами, с родным коллективом.
Театром создан веселый, жизнерадостный спектакль. Он ценен тем, что в нем показана подлинная рабочая молодежь. Герои его —простые и умные представители молодого поколения, берущие в свои руки эстафету борьбы за коммунизм.
Правда, в спектакле не все одинаково удачно. Если образы молодежи удались театру и драматургу, то образы взрослых рабочих и руководителей завода оказались бледными, мало выразительными. Артист Е. Весник сумел на ограниченном драматургическом материале создать правдивый образ партийного руководителя, но начальник цеха Фоменко и его жена, а также директор завода оказались чисто служебными персонажами и только выполняют функции, отведенные им как представителям старшего поколения.
В спектакле много живых песен, веселых шуток, хороших режиссерских находок, оттеняющих своеобразную обстановку жизни и быта молодых рабочих. Надо сказать, однако, что действие перенасыщено изображением комедийных моментов. Правда, пьеса Симукова названа комедией. Но в основе ее лежит далеко не комедийный конфликт. Комедийные краски в спектакле как бы призваны оживлять некомедийное существо конфликта и основную тему любви Сергея и Маши. Но не всегда это удается. Так, например, назойливо и немотивированно тянется бесконечная размолвка старого мастера Авдеева с начальником цеха Фоменко, не волнующая зрителя и не нужная для спектакля.
И все же теплый прием зрителями спектакля "Девицы-красавицы" говорит о том, что драматург и театр затронули важную область жизни нашей советской молодежи.
Вл. Пименов".
Комментариев нет:
Отправить комментарий