среда, 14 июня 2023 г.

"Когда на старом корабле уходим вдаль мы..."

"... С крутых берегов в туманной мгле
Нас провожают пальмы".


35 лет назад советские моряки торгового флота были недовольны взысканиями за посещение заграничных одноместных туалетов в одиночку:
"По следам писем "не для печати"
Моряк за границей
"Известия" уже касались этой темы, но перемен, к сожалению, пока не видно. И это заставляет многих моряков скептически относиться к действенности печатного слова. Речь идет о "Правилах поведения советского моряка за границей".
Мало кто знает, что советскому моряку запрещено вступать в "неслужебные разговоры" с иностранцами. Что, если даже тебе надо пойти на стоящее рядом советское судно, ты обязан оформить увольнение. Что записаться надо за сутки. Что должна быть составлена группа, состоящая из трех человек под командой офицера. Что в группе должен быть один член партии (как минимум), а группа должна  состоять из моряков разного возраста. Что группа не имеет права разлучаться ни на минуту. Что перед каждым сходом на берег читается инструктаж, все расписываются в книге, отмечаются у вахтенного помощника и только потом идут.
Хочу подчеркнуть: речь идет не о военных моряках, а о членах экипажей судов нашего торгового флота. Во имя какой секретности они подвергаются унизительной процедуре, которая делает нас посмешищем в портах всего мира?
Дело доходит до немыслимых конфузов. На базаре или в магазине, скажем, одноместный туалет. И туда положено идти всей группой. Никаких преувеличений! Были взыскания за посещение туалета в одиночку! Были, я сам тому свидетель. Орет торгаш: "Заходи, русский, я комиссару не скажу!" Издевается торгаш, если, не дай бог, ты на некоторое время отбился от группы: "Русский, где твой командир? Вот будут ваши проходить, я им расскажу, тебя с работы выгонят".
Недоумевает встретившийся ненароком человек, который действительно преисполнен уважения к Советскому Союзу: "Неужели вы считаете, что кругом одни враги? Я не враг, поверьте, я очень интересуюсь вами и вашей жизнью, но почему вы всегда по трое? Почему вас не видно нигде, кроме базаров и магазинов? Почему, как только начало темнеть, ни одного русского уже не увидишь?".
Что ответить ему? Стыдно за себя, за страну и ее порядки. И человек уходит ошарашенный нашей неискренностью, замкнутостью и недоверием.
Поиск массовой контрабанды — еще один аспект проблемы. Ведь, чтобы поймать контрабандиста в условиях демократии и уважения к личности, нужно быть профессионалом. А зачем, если власти — океан бескрайний? Значит, связать всех по трое, заставить контролировать друг друга, отчитываться друг за друга, проверять со всех сторон. Заставить каждого письменно отчитаться за собственные потраченные деньги. Заставить каждого написать, каких и сколько он купил вещей и почем. Заставить старшего группы расписаться за каждого, то есть взять ответственность на себя. Заставить каждого пройти через "общественную таможню" .
Сейчас введены новые правила, но, боюсь, "дух досмотра" останется.
С. Алиниченко,
моряк.
Херсон".
("Известия", 1988, № 167 (14 июня, московский вечерний выпуск), с. 6).

Комментариев нет: