вторник, 13 июня 2023 г.

"Соли в лавочке купила..."

"... И хозяйственного мыла,
Там же встретила куму,
Разузнала, что к чему".


35 лет назад советские люди уже привыкли к чаю низких сортов:
"Зачем вам пуд соли?
Как слухи рождают дефицит
— Мыла, соли и спичек! Да побольше...— требуют покупатели в магазинах Новосибирска.
— Зачем вам столько соли?— спросил я в очереди.— Время-то не военное.
Меня не удостоили ответом, многие даже сделали вид, что не расслышали. Но по выражениям лиц можно было понять: на всякий случай.
Кстати, эта волна закупочной лихорадки касалась и стиральных порошков, растительного масла, чая... Каждый покупатель в отдельности наверняка не стал бы так легкомысленно растрачивать зарплату. А вот все вместе... Такова известная, но трудно понятная особенность коллективной покупательской психологии. И захотелось разобраться в том, как ситуация возникла.
В первую пятницу июня внешне все выглядело нормально, но без особых очередей спичек было продано втрое, мыла — впятеро, соли — в десять раз больше обычного. Продавцы все еще делали вид, что ничего особенного не происходит. В субботу в магазинах уже были очереди. Но к ним у нас привыкли и, видимо, потому значения не придали.
В понедельник вечером зашел в галантерейно-парфюмерный магазин и увидел, как к прилавку, где торговали мылом, дюжие молодцы едва успевали подносить ящики и коробки. А очередь стремительно росла.
Во вторник на продажу нового дефицита переключили сотни продавцов, на подвозку этих товаров с баз — десятки автомашин. Важно было не допустить перебоев, иначе они подхлестнули бы любителей делать запасы. Пришлось срочно выяснять наличность на складах и базах разных ведомств. Результаты были утешительными: соли, к примеру, оказалось в городе около трех тысяч тонн, или по два килограмма на жителя, включая новорожденных, или почти полугодовой запас. Мыла — на два месяца, да еще мощный мыловаренный комбинат. Спичек хватило бы на полтора месяца, и по соседству, в Томске и на Алтае, крупные спичечные фабрики. Масла растительного был квартальный запас. Чаю достаточно, правда, низких сортов, к чему, к сожалению, уже привыкли. Министерство торговли обещало на случай крайней ситуации выделить еще...
Откуда же все-таки пошла закупочная лихорадка? Предполагают, что продавцы, желая любой ценой выполнить план, пустили слухи о предстоящих перебоях. Для подтверждения такого предположения фактов нет. Да и много ли заработаешь на копеечной соли, хозяйственном мыле?
Другое дело, что многие из продавцов и не пытались убеждать покупателей, что запасы нормальные, что много покупать не стоит. Наше дело маленькое, рассуждали они, хотят запасаться — пожалуйста. Учитывая это, управления торговли обратились к директорам магазинов, к их заместителям, чтобы они сами встали за прилавок рядом с продавцами и давали людям внятные пояснения.
В разъяснения с истинным положением дел включились руководители города и области: выступали по телевизору, давали интервью в газетах. На заводах и фабриках к этой работе присоединились директора, секретари парткомов, председатели профсоюзных комитетов.
На шестой день с начала лихорадки закупки названных товаров резко, в несколько раз снизились. Но не снизился интерес к тому, как рождаются слухи, как они овладевают людьми, тем более сибиряками, не склонными без серьезного повода шарахаться из стороны в сторону.
Из разговоров с работниками торговли я выяснил, что подобные ситуации возникали и в других городах. Если это так, то почему бы республиканскому и союзному министерствам торговли не изучить такие явления и не выработать четкую программу действий на такой случай? Да и для социологов, психологов это хотя и прикладной, но важный вопрос, от которого нельзя отмахнуться.
И все-таки: для чего же закупали мешками соль, спички, мыло? Говорят, что соль способствует узнаванию людей, с которыми имеешь дело. Съели вместе пуд, и человек как под рентгеном. Пусть так, а спички с мылом зачем?
А. Илларионов,
соб. корр. "Известий".
Новосибирск".
("Известия", 1988, № 167 (14 июня, московский вечерний выпуск), с. 2)
.

Комментариев нет: