"... на всем чистейший отблеск отмечай.
Стоит Победа на твоем пороге.
Сейчас она войдет к тебе.
Встречай!"
75 лет назад
в СССР бледным и неубедительным получился в кинофильме "Возвращение с
победой" образ русского партизана Мельникова, сражающегося в латышском партизанском
отряде:
"Кино
"Возвращение
с победой"
Новый фильм.
Производство Рижской студии художественных Фильмов. Сценарий М. Блеймана и К. Исаева
по пьесе В. Лациса "Победа". Постановка режиссера Александра
Иванова. Гл. оператор — Эдуард Тиссэ, композитор — А. Лиепинь.
Победоносная
борьба советского народа с гитлеровскими оккупантами вдохновляла и будет вдохновлять советских художников.
Этой теме посвящен новый художественный фильм "Возвращение с победой", поставленный Рижской
киностудией по пьесе известного латышского писателя Вилиса Лациса.
Фильм
показывает самоотверженную борьбу трудящихся Лавии с немецкими захватчиками за честь
и независимость советской Родины. В молодой Советской Латвийской республике, незадолго до гитлеровского
нашествия воссоединенной с великим
Советским Союзом, эта борьба приобретала свои особенные черты. Гитлер, имевший
в буржуазной Латвии агентуру, перед нападением на Советский Союз наводнил
республику резидентами из прибалтийских немцев. В дни войны это затрудняло развертывание
партизанской борьбы и работу большевистского подполья.
Но нет в мире
силы, которая бы сломила волю советских людей. В лесах, в рабочих поселках, на
хуторах, в городах действовали многочисленные партизанские отряды. Дезорганизуя
фашистский тыл, латвийские партизаны приближали час освобождения своей Родины, посильно помогали Советской Армии, в рядах
которой храбро сражались и латышские части.
Таков
исторический фон, на котором развертывается действие фильма "Возвращение с победой". Ценность этого фильма прежде всего в том, что он правдиво передал картину партизанской
борьбы в Латвия, показал, как отважным латвийским рабочим, крестьянам, лесорубам
и батракам, об'единенным и сплоченным латвийскими большевиками в партизанские
отряды, приходилось сражаться
как бы на два фронта: с немецкими фашистами, их наймитами из среды латышской
буржуазии и с тайными агентами гестапо, проникавшими в партизанскую среду и
часто ловко маскировавшимися в личину борцов и воинов. Напряженный сюжет фильма
заставляет нас внимательно следить за событиями, развертывающимися на экране.
Сюжет этот не выдуман. Он был подсказан художнику реальной обстановкой тех лет.
Не стоит подробно
пересказывать содержание фильма. В нем ярко, с любовью нарисованы герои Отечественной
войны и прежде всего простой латышский крестьянин, комсомолец Август Гриезе,
начиняющий борьбу в рядах Советской Армии, а потом, оклеветанный предателем, вынужденный изменить свое имя
и снова прославившийся, как легендарный партизан Крум. Эту сложную роль хорошо
играет артист А. Димитер. Тепло рассказано в фильме и о матери Гриезе (актриса
Л. Шпильберг)—простой латышской крестьянке, свято хранящей в своем сердце
воспоминания о муже — борце за молодую Советскую республику, убитом
белогвардейцами Запоминаются также образы честной, мужественной девушки Бируты
(актриса В. Лине), сражающийся в латышских частях Советской Армии и проносящей
свою любовь к Августу через все испытания военных лет, и комиссара
партизанского отряда Драудиня (артист В. Силиниек)
— старого воина, революционера, сподвижника Феликса Дзержинского. С достаточной
убедительностью обрисованы и враги: эсэсовский командир барон Будберг (артист
Г. Зоммер) и тайный агент гестапо Нагла (артист Э. Зиле).
Но здесь следует
сказать и об одной серьезной неудаче постановщика фильма. Образ русского
партизана Мельникова (артист П. Волков), сражающегося в латышском отряде,
получился бледным и неубедительным.
Русский народ
— старший брат в равноправной семье советских народов—показал в дни Отечественной
войны примеры великолепного мужества, стойкости и безграничной любви к своей
советской Родине. Русские партизаны, сражавшиеся в Советской Латвии, передавали
латышским собратьям по оружию свой большой боевой и революционный опыт, служили
им примером отваги, боевого мастерства и умения, вдохновляли на борьбу. В
трактовке образа Мельникова режиссер-постановщик Александр Иванов вопреки
исторической правде принизил этот образ, духовно
обеднил его.
К недочетам
фильма следует отнести также и недостаточно яркий показ победного возвращения
Советской Армии. История говорит о том, что, преследуя огрызающегося врага,
Советская Армия вернулась в Латвию во всеоружии своей боевой и технической мощи,
покрытая славой, непобедимо могучая. Режиссер А. Иванов и оператор Э. Тиссэ
должны были найти для показа этого
исторического момента более убедительные краски.
Фильм "Возвращение с победой" — одно из новых свидетельств роста национального советского
киноискусства в прибалтийских республиках. Он еще раз говорит о плодотворности творческого
сотрудничества мастеров национального искусства с мастерами русского искусства,
сотрудничества, уже столько раз приносившего обильные плоды и еще раз оправдавшего
себя в этом фильме.
Б. Полевой".
("Правда",
1948, № 163 (11 июня), с. 3).
Комментариев нет:
Отправить комментарий