суббота, 10 июня 2023 г.

"Запомни ж все! И в будничных тревогах..."

"... на всем чистейший отблеск отмечай.
Стоит Победа на твоем пороге.
Сейчас она войдет к тебе.
Встречай!"


 
75 лет назад в СССР бледным и неубедительным получился в кинофильме "Возвращение с победой" образ русского партизана Мельникова, сражающегося в латышском партизанском отряде:
"Кино
"Возвращение с победой"
Новый фильм. Производство Рижской студии художественных Фильмов. Сценарий М. Блеймана и К. Исаева по пьесе В. Лациса "Победа". Постановка режиссера Александра Иванова. Гл. оператор — Эдуард Тиссэ, композитор — А. Лиепинь.
Победоносная борьба советского народа с гитлеровскими оккупантами  вдохновляла и будет вдохновлять советских художников. Этой теме посвящен новый художественный фильм "Возвращение с победой", поставленный Рижской киностудией по пьесе известного латышского писателя Вилиса Лациса.
Фильм показывает самоотверженную борьбу трудящихся Лавии с немецкими захватчиками за честь и независимость советской Родины. В молодой Советской Латвийской  республике, незадолго до гитлеровского нашествия воссоединенной с  великим Советским Союзом, эта борьба приобретала свои особенные черты. Гитлер, имевший в буржуазной Латвии агентуру, перед нападением на Советский Союз наводнил республику резидентами из прибалтийских немцев. В дни войны это затрудняло развертывание партизанской борьбы и работу большевистского подполья.
Но нет в мире силы, которая бы сломила волю советских людей. В лесах, в рабочих поселках, на хуторах, в городах действовали многочисленные партизанские отряды. Дезорганизуя фашистский тыл, латвийские партизаны приближали час освобождения своей Родины, посильно помогали Советской Армии, в рядах которой храбро сражались и латышские части.
Таков исторический фон, на котором развертывается действие фильма "Возвращение с победой". Ценность этого фильма прежде всего в том, что он правдиво передал картину партизанской борьбы в Латвия, показал, как отважным латвийским рабочим, крестьянам, лесорубам и батракам, об'единенным и сплоченным латвийскими большевиками в партизанские отряды, приходилось сражаться как бы на два фронта: с немецкими фашистами, их наймитами из среды латышской буржуазии и с тайными агентами гестапо, проникавшими в партизанскую среду и часто ловко маскировавшимися в личину борцов и воинов. Напряженный сюжет фильма заставляет нас внимательно следить за событиями, развертывающимися на экране. Сюжет этот не выдуман. Он был подсказан художнику реальной обстановкой тех лет.
Не стоит подробно пересказывать содержание фильма. В нем ярко, с любовью нарисованы герои Отечественной войны и прежде всего простой латышский крестьянин, комсомолец Август Гриезе, начиняющий борьбу в рядах Советской Армии, а потом, оклеветанный предателем, вынужденный изменить свое имя и снова прославившийся, как легендарный партизан Крум. Эту сложную роль хорошо играет артист А. Димитер. Тепло рассказано в фильме и о матери Гриезе (актриса Л. Шпильберг)—простой латышской крестьянке, свято хранящей в своем сердце воспоминания о муже — борце за молодую Советскую республику, убитом белогвардейцами Запоминаются также образы честной, мужественной девушки Бируты (актриса В. Лине), сражающийся в латышских частях Советской Армии и проносящей свою любовь к Августу через все испытания военных лет, и комиссара партизанского отряда Драудиня (артист В. Силиниек) — старого воина, революционера, сподвижника Феликса Дзержинского. С достаточной убедительностью обрисованы и враги: эсэсовский командир барон Будберг (артист Г. Зоммер) и тайный агент гестапо Нагла (артист Э. Зиле).
Но здесь следует сказать и об одной серьезной неудаче постановщика фильма. Образ русского партизана Мельникова (артист П. Волков), сражающегося в латышском отряде, получился бледным и неубедительным.
Русский народ — старший брат в равноправной семье советских народов—показал в дни Отечественной войны примеры великолепного мужества, стойкости и безграничной любви к своей советской Родине. Русские партизаны, сражавшиеся в Советской Латвии, передавали латышским собратьям по оружию свой большой боевой и революционный опыт, служили им примером отваги, боевого мастерства и умения, вдохновляли на борьбу. В трактовке образа Мельникова режиссер-постановщик Александр Иванов вопреки исторической правде принизил этот образ, духовно обеднил его.
К недочетам фильма следует отнести также и недостаточно яркий показ победного возвращения Советской Армии. История говорит о том, что, преследуя огрызающегося врага, Советская Армия вернулась в Латвию во всеоружии своей боевой и технической мощи, покрытая славой, непобедимо могучая. Режиссер А. Иванов и оператор Э. Тиссэ должны были найти для показа этого исторического момента более убедительные краски.
Фильм "Возвращение с победой" — одно из новых свидетельств роста национального советского киноискусства в прибалтийских республиках. Он еще раз говорит о плодотворности творческого сотрудничества мастеров национального искусства с мастерами русского искусства, сотрудничества, уже столько раз приносившего обильные плоды и еще раз оправдавшего себя в этом фильме.
Б. Полевой".
("Правда", 1948, № 163 (11 июня), с. 3).

Комментариев нет: