вторник, 30 августа 2022 г.

"Я купил пару новых галош…"

"… Раз одел – вижу, дырка большая.
Купишь клею, замажешь, зальёшь.
Ну подумаешь, важность какая".


35 лет назад в СССР со всей страны завозили в Казань мухобойки и счётные палочки:
 "Экспресс-анкета "Правды": жизнь как она есть
Что на прилавке?
И дня не обойтись любой семье без магазина. Но всегда ли выходим оттуда  удовлетворенными, с покупкой? Слово участникам зкспресс-анкегы, которые отвечают на два вопроса: с какой целью пришли в магазин и довольны ли его посещением?
Казань
Г. Мухамедзянов, электрик объединения "Агропромстрой":
Решил подремонтировать квартиру, подготовиться к зиме, вот и пришел сюда, в магазин "Товары для дома". А ухожу ни с чем. Нет краски для полов. Спросил обои — продавцы посоветовали сходить в специализированный магазин, но и там прилавки оказались пустыми. Что делать? Видно, то и другое придется доставать у знакомых строителей, закрыв глаза на "происхождение" этих товаров. А еще для ремонта надо приобрести и растворитель, малярную кисть, универсальную замазку — ничего этого нет в магазине. Даже изолента оказалась в дефиците...
А. Асхатова, швея мехового объединения: С пустыми руками выхожу из магазина не первый раз. Глянешь на прилавки — вроде бы все есть, а того, что тебе нужно, не найдешь. Вот собралась сегодня купить алюминиевую кастрюлю — в ней молоко не пригорает. Нет, стоят только эмалированные. Тазик полиэтиленовый давно безуспешно ищу, предлагают оцинкованные. В столице Татарии действуют  большие химические заводы, но за такими изделиями, как персоль, отбеливатель, вдосталь набегаешься по магазинам.
Н. Кулиш, пенсионер: Уже в третий по счету хозяйственный магазин захожу за мелкими гвоздями и все впустую. Безобразие какое-то. В городе такие заводища, неужели подобную мелочь нельзя выпускать на месте? Недавно прочитал в местной газете, что сегодня со всех концов страны к нам завозится около двухсот простейших изделий: мухобойки, зубочистки, счетные палочки, подставки для чайников.
Свердловск
Здесь наш корреспондент задавал вопросы посетителям двух магазинов — мебельного № 44 Свердловского хозмебельторга и "Стройматериалы" № 2 Свердловскстройлесторга.
Супруги Мулины: Получили недавно трехкомнатную квартиру. Нужна мебель для прихожей и для детской комнаты. Гарнитур для прихожей есть, стоит 142 рубля. Заплатили бы вдвое больше — будь он поудобнее, а то и обувь поставить некуда, и для одежды не шкаф, а лишь крючки. Обрадовались, увидев гарнитур "Лора" для детской комнаты. Но рядом вывеска: "Образец". А где же то, что на продажу?
О. Туманова, служащая Свердловской железной дороги: Сын пошел в первый класс. Пришла за письменным столом. В котором уже магазине побывала, все напрасно. Предлагают великолепное импортное изделие с инкрустацией стоимостью 604 рубля. Разве школьнику такой стол нужен? Кроме того, стулья присматриваем. Тоже громоздкие, дорогие. А на те, что дешевле, глаза бы мои не смотрели. Может, где-то и есть подходящие. Но где именно? Справку на сей счет не получишь.
А. Паздникова, работница объединения "Уралмаш": Рамы ставим в садовом  домике. Интересуют меня шурупы и ручки для окон. Выхожу, как видите, почти ни с чем. Шурупы продаются а наборах с другими товарами, покупать которые накладно. А ручки только для дверей. Направляюсь еще куда-нибудь, не знаю только, куда лучше.
Вильнюс
Многолюдно в филиале вильнюсского универмага, специализированного для торговли детской обувью.
В. Стамкаускене, инженер Вильнюсских тепловых сетей: С 10 августа в каждый обеденный перерыв захожу, чтобы купить спортивные ботинки для Андрюса, без них на уроки физкультуры не пустят. А вот 35-й номер — как заколдованный, нет и нет. С обувью для мальчиков —у меня два сына —совсем не просто. Хочу особо подчеркнуть —краска на ботинках не держится, после первых же недель они становятся неопределенной расцветки.
З. Буткуте, заведующая магазином: Покупательница, разумеется, права. Хотя, должна сказать, в последние месяцы лед тронулся. Куда лучше и удобнее стала детская обувь, выпускаемая объединениями имени П. Эйдукявичюса, "Элняс". И кожа помягче, и расцветка неплохая. Да и цена доступная. Правда, тут кое-что и не стыкуется. По детскому прейскуранту обувь для мальчиков, например, выпускается только до 24-го размера. Далее уже идет мужская. Она куда дороже. Но ведь многие акселераты никак "не влезают" в детские номера. А покупать взрослую обувь для семьи накладно. Думается, эту нестыковку надо устранить.
Конечно, говорить о полном порядке в этом деле нельзя. То вдруг нет то ли малых, то ли больших номеров, то каких-либо фасонов. В первой половине лета покупатели в книге жалоб высказали много горьких слов о том, что не могут достать босоножек для девочек. Только к осени они появились в достатке. Заказал наш магазин и спортивную обувь выше 35-го размера—не получаем. Кроссовки же производства каунасской фабрики "Инкарас" плохо идут —словно свинцом подошвы залиты.
Чирчик, Узбекская ССР
Возле магазина радиотоваров "Космос" на вопросы отвечают те, кто работает в объединении "Электрохимпром", самом крупном предприятии города.
Б. Еркибаев, токарь: Хотел приобрести магнитофон "Эола", но его не оказалось. Сказали: "Ждите". Как у моря погоды, получается.
З. Ураканова, электросварщица: Включили в магазине телевизор "Чайка", плохо показывает, попробовали "Горизонт" —то же самое. Опробовали один "Таурас-201", второй —опять изображение плохое. Остановились только на третьем. Как можно выставлять на прилавок телевизоры, которые ничего не показывают. Только настроение людям портят.
И. Саидов, заведующий магазином: Да, далеко не все уходят от нас с покупками. Пока еще не можем полностью удовлетворить спрос жителей города на телевизоры, оообено цветные, магнитофоны, радиолы... Да и как удовлетворишь, если в нынешнем году магазину выделено магнитол "МР-5201" —двенадцать штук,"Орианда-203" —пятнадцать и "Вега-331"—восемь. И это на город, в котором проживает более 160 тысяч человек. Особый разговор о качестве радиоэлектронной аппаратуры: очень оно низкое.
Целиноград
Н. Десятова, О. Метель, работницы столовой: Живем по соседству с магазином №  1, так что "кормимся" из него. Правда, не всегда досыта. Вот, к примеру, сейчас нужно лин было переплачивать за помидоры на рынке,  если бы они лежали на прилавке? Да еще такого же качества, что у частника. Конечно же, предпочтение отдали бы государственной торговле. Уже август кончается, а помидоров в  магазине мы не видели ни разу. Вообще, ассортимент овощей беден.
С. и Г. Искаковы, работники троллейбусного парка: Наша покупка скромная —два килограмма картофеля, больше сегодня не надо. Чего сейчас не хватает? Надо бы побаловать детей яблоками—их нет. На пороге осень, а ни арбузов, ни дынь.
С. Терликапаев, шофер: В одиннадцатый магазин хожу зимой и летом, по крайней мере раз в неделю. Не все радует. Например, взял на днях пять килограммов картошки, килограмма полтора ушло в отходы. Это сейчас, что же будет зимой?
Комментарий отдела социальной политики и коммунистического воспитания
Корреспонденты "Правды" дважды задавали вопросы своим собеседникам—перед тем, как те входили в магазин, и после выхода. Разительные перемены. Входят люди в магазин в хорошем расположении духа, с радостными предвкушениями, особенно если пришли сделать крупную покупку. И совсем иное настровние у многих через 15—20 минут, когда возвращаются восвояси несолоно хлебавши.
Есть хорошие товары; которых хватает для удовлетворения покупательского спроса, есть магазины, регулярно выполняющие план товарооборота, умело обслуживающие посетителей. Однако в целом плохо еще торгуем. Мнение участников экспресс-анкеты тому свидетельство, книги жалоб и предложений, критические письма, широким потоком поступающие в редакцию. Коллективы торговли Белоруссии, Латвии и Эстонии, перешедшие с января на новые условия хозяйствования, с семимесячным планом розничного товарооборота справились. И по общему объему, и по продаже товаров (без учета алкогольных напитков). По  общему объему выполнен он также в Москве и Ленинграде. Улучшили работу в Литве и Молдавии. Этим короткий перечень более или менее благополучных мест исчерпывается.
Увеличивается отставание торговых организации Украины, Узбекистана, Грузии и Таджикистана. Трудное положение в Российской Федерации. В первом полугодии предприятия государственной и кооперативной торговли республики план товарооборота недовыполнили на 4,4 процента. В значительной мере это результат слабой работы предприятий легкой и текстильной промышленности. Меры, принимаемые Минлегпромом РСФСР и Минтекстильпромом РСФСР, оказались неэффективными. В первом полугодии общий объем товаров,  поставляемых этими отраслями в торговлю, был на 7 процентов ниже уровня  соответствующего периода прошлого года. Как и прежде, далеко от оптимального удовлетворение спроса населения на модную одежду, трикотажные изделия для  молодежи, обувь, в том числе детскую, товары улучшенного качества. Договорные обязательства нарушает практически каждое второе объединение и предприятие легкой и каждое четвертое— текстильной промышленности РСФСР. Справедливы жалобы тех, кто занимается строительством садовых домиков, жителей, ремонтирующих свои квартиры. Местная промышленность в среднем по республике поставляет по рыночному фонду кирпича лишь 15 процентов от запланированного количества, извести, гипса, мела, алебастра — менее одного процента.
Сплошь и рядом можно столкнуться в стране с безответственным отношением к использованию имеющихся резервов совершенствования обслуживания. Торговые организации все еще очень слабо, поверхностно изучают возможности промышленности увеличить выпуск нужной людям продукции. В результате, к примеру, в Казани с ее крупной индустрией не найдешь на магазинных полках многих простейших изделий, о которых говорят участники анкеты.
С начала года задолженность промышленности к других поставщиков продовольственных и непродовольственных товаров достигла крупной суммы—3,7 миллиарда рублей. Создалось напряженное положение с запасами многих нужных изделий. В то же время нет настоящего барьера на пути у неходовых, которые оседают в магазинах и на базах. Плохо поставлено маневрирование товарами: где-то их в избытке, в других же местах не хватает.
Оставляет желать много и много лучшего качество значительной части продукции народного потребления. Только за один квартал на предприятиях промышленности, оптовой и розничной торговли было забраковано 20,7 процента проверенного количества швейных и 16 —трикотажных изделий, 35— товаров бытовой химии, 19—велосипедов, 18 процентов стеклянной посуды и изделий из хрусталя.
Чтобы удовлетворять запросы населения, повышать культуру обслуживания, необходимо настойчиво использовать большие права, предоставленные торговым предприятиям с переходом на новые условия хозяйствования, повышать инициативу и предприимчивость. Надо помнить: от того, как действует отрасль, во многом зависят жизненные условия людей, их настроение, отношение к труду. Надо приводить в действие новые и новые резервы, наращивать темпы роста товарооборота, поднимать качество и культуру обслуживания покупателей".
("Известия", 1987, № 243 (31 августа), с. 4)
.

Комментариев нет: