понедельник, 15 августа 2022 г.

"Мы рады приезду желанных гостей…"

"… Мы их принимаем, как лучших друзей".
  

65 лет назад трудно было найти слова венгерскому товарищу Михаю Какучи, чью жизнь советские солдаты спасли ценою своих жизней:
"Письма будапештцев семье Меркурьевых
От собственного корреспондента "Известий"
Четвертого ноября прошлого года в семье московского плотника Ивана Петровича Меркурьева готовились к радостному событию: через несколько дней, 10 ноября, один из членов этой семьи — Юрий Меркурьев должен был демобилизоваться из Советской Армии и вернуться домой. Но он не вернулся. Юрий Меркурьев героически погиб в Будапеште, выполняя интернациональный долг, помогая защищать рабоче-крестьянскую власть в Венгрии, за что посмертно награжден орденом Ленина. Московский корреспондент центрального органа Венгерской социалистической рабочей партии— газеты "Нэпсабадшаг" Иштван Сабо посетил семью Меркурьевых и рассказал о своей беседе с членами этой семьи на страницах газеты.
Он писал, что его приняли с обычным для советских семей гостеприимством и беседа затянулась до поздней ночи. Подробно рассказав о семье, состоящей из десяти человек, корреспондент отмечал, что она тяжело переживает свое горе, с грустью говорит о том, что не осуществилась мечта Юрия, работавшего до армии вместе со старшим братом на одном из московских заводов, продолжить учебу, что он не видел их новой трехкомнатной квартиры, недавно полученной ими на Киевской улице. Венгерский корреспондент подчеркивал, что Меркурьевы с большой заинтересованностью расспрашивали о Венгрии, которую они хотели бы посетить 4 ноября, в годовщину смерти Юрия, чтобы побывать на его могиле.
"Я почувствовал,— писал Сабо,— что обо всем надо говорить только чистую правду, ведь за интересом этой простой рабочей семьи стоит большой и для них самый важный вопрос: стоило ли умереть в Будапеште Юрию Ивановичу Меркурьеву? Понимают ли венгры его семью и другие такие же семьи? Понимают ли они, чем мы пожертвовали для них? Будут ли они после этого достаточно крепки? ". Но за этими вопросами чувствуется доверие. Поэтому они могут легче перенести боль, вызванную смертью Юрия.
Через две недели газета "Нэпсабадшаг" сообщила, что рассказ ее московского корреспондента о посещении семьи Меркурьевых вызвал большое количество откликов. В редакцию пришло много писем, говорящих об "искренней любви, уважении и глубоком сочувствии незнакомой семье Меркурьевых". Многие пишут о своем желании пригласить к себе в гости Меркурьевых, когда они приедут в Венгрию, чтобы при личной встрече показать им, что венгры разделяют их горе, что венгерский народ будет свято хранить память о советских воинах, отдавших свою жизнь в борьбе за счастье венгерского трудового народа.
Некоторые из этих писем газета опубликовала на своих страницах. "Я решила,— пишет жительница Будапешта Силади,— написать письмо матери Юрия Ивановича. Напишу, что разделяю ее глубокое горе, знаю, что она потеряла самое дорогое — своего ребенка, но, я думаю, боль утраты переносится легче, если и другие от чистого сердца разделяют эту боль... Я очень хочу лично познакомиться с матерью Юрия Ивановича, с благодарностью пожать ей руку и сказать, что мы никогда не забудем ее сына".
Михай Какучи пишет: "Трудно, очень трудно в таких случаях найти слова утешения, особенно трудно это нам, которые живы потому, что Юрий Иванович и другие советские солдаты ценою своих жизней спасли наши. Они пожертвовали собой во имя того, чтобы лучше жалось венгерскому народу, чтобы к нам не вернулись графы и капиталисты. За это мы никогда, никогда не сможем отплатить советскому народу. И что бы мы ни делали, мы не сможем влить жизнь в тела погибших. Но мы понижаем, что их борьба была не напрасной... Я знаю, что гостеприимство не отражает того, чем обязан я Меркурьевым и другим таким же советским семьям. Пролитая кровь и жизнь их детей обязывают нас к большему: нам надо бдительнее охранять нашу родину, лучше трудиться, с несгибаемой верой стоять за социализм, за который отдали свои жизни Юрий Иванович и другие советские герои".
Йожефне Берта в письме, адресованном матери Юрия Меркурьева и опубликованном в газете, подчеркивает, что ей особенно трудно найти слова утешения и благодарности, так как и ее сына искали в период контрреволюции фашистские молодчики. "Своей жизнью,— пишет она,— мы обязаны своевременной помощи Советской Армии. За ее бесценную помощь мы можем отблагодарить лишь одним— быть всегда плечом к плечу в борьбе за общие цели. Несмотря на свой возраст, я вступила в рабочую милицию, чтобы, если надо, с оружием в руках стоять там, куда нас пошлет партия. Но мы уверены в том, что в нашей стране не повторятся контрреволюционные события".
Письма читателей газеты "Нэпсабадшаг" свидетельствуют о твердой решимости трудящихся Венгрии крепить свое народно-демократическое государство, беречь советско-венгерскую дружбу.
П. Баранников.
Будапешт, август".
("Известия", 1957, № 195 (16 августа), с. 3)
.

Комментариев нет: