понедельник, 1 августа 2022 г.

"Шипр и пот, французский говор…"

"… Старый хрен в английском платье
Гладит ляжку и мычит.
Дипломат, шпион иль повар?
Но без формы люди – братья:
Кто их, к черту, различит?.."
 

70 лет назад в СССР главная ценность многих книг состояла в том, что они учили  бдительности:
"Критика и библиогафия
Шпионы Уолл-стрита
Как известно, поражение гитлеровской Германии во второй мировой войне означало, вместе с тем, полное крушение всех надежд американского империализма на ослабление Советского Союза. Победив гитлеровскую Германию, Советский Союз вышел из войны еще более могучим. Освободив от гитлеровской оккупации страны Центральной и Юго-Восточной Европы, он помог народам этих стран свергнуть иго отечественного и международного капитала.
Народы Польши, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Албании вступили на новый, социалистический путь развития. В итоге второй мировой войны империалистический лагерь понес существенный урон, тогда как лагерь мира, демократии и социализма расширился и укрепился.
Но, понеся такое чувствительное поражение, американский империализм и его союзники по международному разбою не отказались от попыток восстановить свое господство в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. Еще не высохла кровь, пролитая на полях сражений, еще тлели пожарища в разоренных германскими фашистами городах и селах, а к освобожденным Советской Армией странам ужо протянулись кровавые руки американских банкиров, мечтающих повернуть вспять колесо истории. По заданию Уолл-стрита и на его доллары в освобожденных Советской Армией странах начали организовываться и действовать шайки тайных убийц, вредителей и шпионов. Под пулями американских наймитов погибли тысячи патриотов-демократов: рабочих, помогавших крестьянам делить помещичью землю; учителей, организовывавших подлинно народную школу; солдат и милиционеров, стоявших на страже безопасности своей родины.
Эти лобовые атаки империалистов были отбиты благодаря решительным действиям народно-демократических государств. Присутствие Советской Армии-освободительницы парализовало попытки империалистов разжечь пламя гражданской войны в Польше, Венгрии и других странах народной демократии. Но империалисты и в дальнейшем продолжали свои враждебные действия, стараясь подорвать народную власть при помощи еще существовавших тогда буржуазных партий и своих агентов типа Миколайчика в Польше, Надь Ференца в Венгрии, Петкова в Болгарии. Эта политическая диверсия была также раскрыта и подавлена. Народы Центральной и Юго-Восточной Европы, опираясь на всестороннюю помощь СССР, упрочили созданный ими народно-демократический строй, необычайно быстро восстановили разрушенное войной хозяйство и вступили на путь широкого экономического и культурного развития, имеющего своей целью построение нового, социалистического общества.
Однако империалисты США не оставили своей подлой деятельности, направленной против молодых народно-демократических государств.
Чем глубже становился общий кризис капитализма, тем агрессивнее делалась политика Вашингтона, тем большие усилия американские империалисты стали прилагать к тому, чтобы развернуть я странах народной демократии свою шпионскую и диверсионную деятельность, используя для этого услуги продажных последышей реакции.
О том, какими приемами и чьими руками американский империализм пытается осуществить свои подлые замыслы, подробно рассказывают изданные в Варшаве книги, посвященные состоявшимся там судебным процессам над империалистическими шпионами и диверсантами 1). Эти книги ясно показывают, каким смертельным врагом свободных народов является кровожадный американский империализм и до каких глубин предательства и измены докатились последыши польской реакции, ставшие прямой агентурой империалистических держав.
Книга известного польского публициста Романа Верфеля "Три поражения польской реакции" написана в связи с судебным процессом над шпионско-диверсантской шайкой Татара и Кирхмейера. Изложив историю гитлеровской оккупации, автор рисует затем картину трех последовательных поражений польской реакции, которые она понесла после войны; неудавшейся лобовой атаки, предпринятой контрреволюционным подпольем, разгрома Миколайчика и его реставраторской банды и, наконец, разгрома правонационалистического уклона в ПНР.
Процесс Татара, Кирхмейера и их сообщников показал, к каким гнусным методам борьбы прибегают враги польского народа. Вступив по заданию американской и английской разведок в ряды возрожденного Войска Польского и пробравшись на ответственные посты, группа польских реакционных офицеров развернула активную шпионскую работу в пользу своих иностранных хозяев. Одновременно эта группа стала готовить контрреволюционный переворот, имеющий целью ликвидировать в Польше народно-демократический строй.
Оспенным методом своей работы заговорщики сделали политическое двурушничество. Все они, указывает Верфель, лицемерно выдавали себя за патриотов, честных демократов, щитов реакции, чтобы таким образом лучше законспирироваться, глубже проникнуть в военные тайны и в более удобных условиях готовить покушение против народной власти. Кирхмейер, например, помещал в демократических газетах свои статьи, издавал книжки, которые должны были свидетельствовать о прогрессивности его взглядов. В то же самое время он руководил шпионской сетью иностранной разведки, действовавшей в Войске Польском, и материалы, собранные этой разведкой, передавал  представителям английского и американского посольств в Варшаве.
Такого рода тактика была избрана империалистическими разведками для их наймитов в Польше потому, что антинародные цели и политическая программа реакционных заговорщиков не могли найти ни малейшей поддержки в польском народе. "Тактика двурушничества,—пишет Верфель,—вытекает из положения  польской реакции, которая, охраняя классовые интересы эксплуататоров и связывая себя поэтому неразрывными узами с англо-американским империализмом, исключает себя из народа".
В первые годы народной Польши агентура, проникшая в армию, базировалась на подпольные банды и на Миколайчика. Когда же и та, и другая опоры рухнули, империалистические разведки указали заговорщикам на  правонационалистическую группу в Польской рабочей партии. "Надо искать платформу в рабочем движении, а не в ПСЛ (партия Миколайчика.—Г. К .), —говорил один из руководителей заговора —Татар.—В Польской рабочей партии имеется группа правого направления, программа и цели которой таковы, что под ними можно подписаться обеими руками".
Через Мариана Спыхальского, занимавшего тогда пост заместителя министра национальной обороны, заговорщики наладили связь с правонационалистической группой в ППР, которую возглавлял Гомулка. Процесс показал, что без этой связи и без поддержки Спыхальского конспиративная деятельность агентуры империалистов была бы невозможна, по крайней мере в  тех масштабах, в каких она велась. Спыхальский, против которого ныне ведется следствие, выступал на процессе в качестве свидетеля. В своих показаниях он признал, что офицеров —агентов иностранной разведки он не только принимал в армию, но и сразу же давал им высшие воинские звания, направляя на работу в такие отделы, секретность которых должна была быть особенно оберегаемой. Верфель подробно анализирует идеологию гомулковщины и показывает, что из политической близости между концепциями правонационалистической группки и интересами буржуазных реакционеров, состоящих на службе у империалистических разведок, возникла связь тех я других. Обе эти антинародные группировки, используемые империалистами для борьбы против Советского Союза, против строительстве социализма в Польше, должны были встретиться —и встретились.
Но благодаря революционной бдительности руководства Польской рабочей партии, во главе с тов. Берутом, был разгромлен правонационалистический уклон, а затем ликвидирована и группа Татара и Кирхмейера.
                                       *
Книга Мариана Белицкого "Шпионы Уолл-стрита" (о французской агентуре в Польше) и книга "Как работают иностранные разведки в Польше" (о процессе бывшего английского военного атташе) показывают другой участок подрывной работы, которую пытается развернуть в народной Польше американский империализм. Главными действующими лицами этих судебных разбирательств явились дипломаты западных держав, использовавшие, вопреки элементарным положениям международного права, свои дипломатические паспорта в целях шпионажа л других подрывных действий, направленных против польского  народа. Секретарей посольств и руководителей консульств этих держав меньше всего занимала их основная, дипломатическая работа; зато их живо интересовали военные тайны Польской республики. Они всячески пытались выудить сведения о числе самолетов в Польше, о расположении аэродромов и воинских частей; их интересовали фамилии командиров воинских частей, а также всякие детали, касающиеся шахт, портов, мостов и других сооружений, имеющих важное народнохозяйственное или оборонное значение.
Для подрывной работы в Польше дипломаты "плаща и кинжала" широко использовали выбитых из седла польских помещиков и фабрикантов, с которыми их сроднила общая ненависть к демократии и социализму, в лагерю мира и  прогресса. Иностранные резиденты не гнушались вербовать себе агентов также и из числа различных проходимцев, уголовных преступников, морально разложившихся людей и людей, холопски пресмыкающихся перед Западом. Они использовали, наконец, преступное легкомыслие некоторых работников, безответственно относящихся к важным секретным документам, к сохранению военной и государственной тайны.
Перелистывая страницы книг, посвященных судебным процессам над врагами польского народа, как будто воочию видишь целую галерею гнусных выродков, готовых на любое преступление против человечества. Перед нами проходят омерзительные фигуры "господ дипломатов" шпионской службы —Робино, де Мерэ, Винча, Джильберта, Добри-Белла, а рядом с ними—не менее омерзительные фигуры политических проходимцев, предавших свой народ: графа Яна Замойского, помещицы Ирены Финдейзен, дезертировавшего из армии Стефана Пеляцкого, гитлеровского выродка Курта Баумгарта, сына белогвардейца Василия Букисова. Все эти гнусные преступники, пойманные с поличным, изобличены и понесли заслуженную кару.
Но, как правильно замечает в своей книге М. Белицкий, главных обвиняемых не было в зале суда. Рапорты, которые французские агенты-дипломаты посылали своим шефам в Париж, материалы английских атташе, шедшие в Лондон, отчеты титовского шпиона в Польше Петровича, направляемые в Белград, в конце  концов сосредоточивались у главного американского распорядителя. "Французская", "английская" и "югославская" разведки являются таковыми лишь по названию: по сути дела они уже давно сделались филиалами шпионской службы США . Уолл-стрит, являющийся шефом реакционных правительств Западной Европы, охотно пользуется чужими руками!
                                                                         *
Факты, описываемые авторами рецензируемых книг, еще раз показывают, какое большое место в подготовке новой мировой войны отводится американскими империалистами "тайной войне" против СССР, Польши и других стран демократического лагеря. Процессы над империалистической агентурой в Польше, Болгарии, Румынии, Венгрии и других странах народной демократии служат для народов этих стран еще одним напоминанием о том, что борьба с империалистической агентурой, с реакционерами всех мастей продолжается.
Главная ценность рецензируемых книг и состоит в том, что они учат бдительности.
Генрик Коротынский
1) Roman Werfel "Trzy kleski reakcji polskiej", Warszawa, 1951. Marian Bielicki, "Szpiedzy Wall-Street", Warszawa. "Jak pracuja obce wywiady w Polsce (Proces Turnera", Warszawa, 1951."
("Известия", 1952, № 183 (3 августа), с. 3)
.

Комментариев нет: