суббота, 28 мая 2022 г.

"Сейчас по Нью-Йорку холодному..."

"... А может быть, по Лондону,
А может, по Мюнхену бродит он,
Смоленский мальчишка Иван.
Глядит он на небо недоброе,
И думает о доме он,
И верит всё меньше заученным,
Чужим, иностранным словам".
 

55 лет назад в СССР не могла себе представить жизнь без Родины бывшая жена Финкельштейна:
"Выбор не мог быть иным
Как сообщалось в советской печати, около года назад Л. В. Финкельштейн, приехавший в Лондон в составе туристской группы, изменил Родине и остался в Англии. Вскоре в газете "Санди телеграф" он опубликовал ряд антисоветских пасквилей, явно отрабатывая полученное им "убежище".
Тем не менее Финкельштейн обратился к советским властям с ходатайством разрешить его жене и сыну выезд в Англию. Такое разрешение было дано, и они поехали в Лондон. И вот прошло несколько месяцев.
Недавно бывшая жена Финкельштейна — Ю. И. Богуславская вернулась вместе с сыном на Родину. А на днях крупная лондонская газета "Дейли экспресс" опубликовала по этому поводу статью. "В каком-то отношении, — пишет газета,— история г-жи Финкельштейн напоминает историю Светланы Сталиной, но с противоположным завершением. И в самом деле, она (Финкельштейн) сказала: "Я не могу понять эту женщину. Я не могу понять никого, кто предает свою страну. Это неестественно".
Корреспондент "Известий" встретился с Ю. И. Богуславской и попросил ее ответить на несколько вопросов.
Что побудило вас к поездке в Англию?
— Мне хотелось попытаться сохранить семью и отца ребенку. Выезд был разрешен мне Советским правительством. Мне предстояло решить вопрос самой: остаться в Англии, обрекая тем самым себя и сына на эмигрантское существование, или возвратиться в Советский Союз.
Мы с сыном прожили в Англии четыре с половиной месяца. И все это время мной неотступно владела только одна мысль: каким образом возвратиться домой? Мой сын хотел того же.
Очевидно, это было сопряжено с известными трудностями?
— Безусловно. Бывший муж прилагал все усилия, чтобы удержать меня на чужбине. Вполне понятно, что я пережила большую личную трагедию. В результате мне стало ясно: выбор может быть только один. Его я и сделала. Я
не могла жить с таким мужем, я не могла себе представить жизнь без Родины.
Как вас встретили дома?
— Я чувствую себя хорошо, встречаюсь с друзьями. Вопреки мрачным прогнозам некоторых эмигрантских деятелей ни один из моих знакомых не отвернулся от меня. И главное — я снова дышу московским воздухом и живу привычной жизнью. Кончилось страшное нервное напряжение, которое владело мной все эти месяцы.
Интересовалась ли вами английская пресса?
— Конечно. Мой приезд в Лондон мог бы послужить поводом для сенсации, однако я категорически отказалась делать накие-либо заявления или давать интервью. У меня одно желание: спокойно заняться своими делами. Свой поступок я не считаю каким-то подвигом.
Последний вопрос: Каковы ваши отношения с бывшим мужем?
— Наш брак официально расторгнут. Взаимоотношения с ним для меня неприемлемы. Если он когда-нибудь одумается, то постарается вернуться на Родину; если нет, то судьба его будет печальной. В этом я совершенно убеждена после знакомства с антисоветской эмигрантской средой".
("Известия", 1967, № 125 (29  мая, московский вечерний выпуск), с. 6).

Комментариев нет: