понедельник, 9 мая 2022 г.

"А дальше? Позор мужчинам..."

"... Людям стыд и позор.
Суд заседает чинно,
В Руане горит костер".
 

35 лет назад всё ещё  была лишена возможности выехать из Руана в Ярославль для сдачи экзаменов на "хорошо" и "отлично" советская студентка Варигина:
"Я не знаю хорошо говорить по-русски",
или История о том, как Л. Варигина стала жертвой клеветы
Париж. (Соб. корр. "Известий"). Советское посольство во Франции передало в МИД Франции копии трех писем, которые проливают дополнительный свет на дело, сфабрикованное французскими властями против советской гражданки Варигиной (Вердье). Письма написаны некими "Кролеманом", "Карлом", и "Генри" из ФРГ. Вот текст одного из них.
"Камарад Командир, милиция (безопасность), 105042 Ярослав".
"Я оригинальный (происхождение) русский человек (то есть русского происхождения.— Ю. К.). Я не знаю хорошо говорить по-русски... Я люблю  русский народ и ваши достижения науки и техники. Я разочарованный вашей женщиной — русские женщины — продавали ваши достижения науки и техники  на Западе. Она женщина Ярослав — информация западный человек — планы — атомные электростанции. Адрес женщины 105042 Ярослав улица Блюхера 44— 15. Варигина".
В том же духе и стиле сочинены и другие письма.
— Когда я получила эти письма в Ярославле,— рассказывает мне Л. Варигина (Вердье),— я поняла, что кто-то хочет оклеветать меня в глазах наших властей, помешать тому, чтобы я вышла замуж за Пьера Вердье и приехала во Францию. Когда я их показала Пьеру Вердье, то он сказал мне, что эти письма, по всей видимости, написала А. Манале, с которой он вместе работал в Институте статистики и экономических исследований в Руане (его предположение потом подтвердилось).
Подобные письма, отмечалось в парижской прессе, А. Манале направила и во французские спецслужбы. Не исключается, что эти подметные листки ей были кем-то продиктованы. Их оказалось достаточно, чтобы заключить в тюрьму 7 человек (в том числе П. Вердье и Л. Варигину) без всяких на то оснований.
Посольство СССР, направив в министерство иностранных дел Франции копии этих трех писем, выразило надежду, что они помогут внести ясность в дело и будут способствовать быстрейшему снятию с Л. Варигиной (Вердье) всех необоснованных обвинений. Содержание указанных писем, говорится в ноте  советского посольства в МИД Франции, с очевидностью доказывает, что возбужденное французскими властями уголовное дело против советской гражданки — результат оговора со стороны А. Манале, которая таким образом пыталась предотвратить по личным мотивам брак Л. Варигиной с П. Вердье.
Напомню вкратце события недавнего прошлого. После ареста и издевательского допроса в полицейском комиссариате Руана, проводившегося 12 часов и сопровождавшегося угрозами и шантажом, Л. Варигина провела 12 дней в городской тюрьме. За полным отсутствием улик ее, не поддавшуюся ни на какие провокации, вынуждены были выпустить на свободу, взяв, однако, подписку о невыезде за пределы департамента Приморская Сена. Два раза в неделю, продолжает рассказ Варигина, я отмечалась во дворце правосудия.
По моей просьбе мой адвокат Р. Делюбак потребовал, чтобы с меня сняли все обвинения, ибо я лишена возможности выехать на Родину для сдачи экзаменов в институт, которые начинаются 10 июня. Ответа пока не последовало.
Пьер по-прежнему в тюрьме, продолжает Людмила. Его навещают родители, с которыми я сейчас живу в Руане, а я как "соучастница преступления" не имею права даже с ним переписываться. Мне кажется, что, попав в затруднительное положение, власти сами не знают, как из него выпутаться, чтобы не оказаться в смешном виде. Французские журналисты, без конца атаковавшие меня, как только я вышла из тюрьмы, сейчас явно приутихли и словно потеряли интерес.
Живя в Руане, я очень скучаю по дому, говорит Людмила. Сейчас первое и самое  сильное желание — вернуться в Советский Союз, увидеть родных и близких, но, конечно, мне хотелось бы дождаться освобождения Пьера. Я знаю, что меня очень поддерживают в Советском Союзе, и это придает мне силы, вселяет надежду. Я  надеюсь, что визит премьер-министра Жака Ширака в Москву поможет снять с меня все ложные обвинения и будет содействовать освобождению Пьера.
...Два часа спустя после беседы с Людмилой на встрече советских журналистов с премьер-министром Ж. Шираком мы поинтересовались, когда же наконец будет прекращено дело против Л. Варигиной (Вердье). Сказав, что он плохо знает это досье, премьер-министр сослался на то, что идет следствие и во Франции правосудие "полностью независимое". Из этого ответа можно заключить, что,  несмотря на полное отсутствие улик, "обвинение" против Людмилы не снимается.
Ю. Коваленко".
("Известия", 1987, № 131 (10  мая, московский выпуск), с. 3).

Комментариев нет: