вторник, 17 мая 2022 г.

"В трудные годы борьбы и сражений..."

"... Силу и волю народ наш обрёл.
Нас неустанно воспитывал Ленин,
Партии горный орёл".


 
65 лет назад днями околачивались в народе советские шахиры:
"Партии—слава!
Ата Салих, народный шахир Туркмении
День — в народе, под вечер приду домой,
На веранде,— таков уж обычай мой,—
Отдыхая, с чайником чая сижу.
Размышляя, стихи слагая, сижу.
Всю веранду мою заплел виноград.
На зеленые лозы падает взгляд.
Закипает, волнуясь, душа моя,
И усталость и лень отгоняю я.
Строго, честно я в сердце свое смотрю.
"Спать не время, поэт! " — себе говорю.
"Даром песен тебя наделил народ.
Где же песни твои? Где стихи?.. Он ждет.
Чутким слухом народу внимай, поэт.
Чутким сердцем ему отвечай, поэт".
Так сказал и, не знаю сам, почему,
Вспомнил вдруг бедняка-соседа Джуму.
Дней минувших страница передо мной.
Словно снова баи владеют землей...
В виноградниках байских журчит вода.
Бедняка до земли сгибает нужда.
На чужом пиру меж людей он не в счет,
И мольба его к богачам не дойдет.
Дни за днями жена его, Айнабат,
То рубаху шьет, то латает халат.
Не своим,— чужим, за пригоршню муки.
День за днем, как ярмо, влачат бедняки.
На отшибе кибитка стоит, черна.
Всем ветрам и дождям открыта она.
Если сдуру наверх заберется кот,—
Сквозь худую кошму в очаг упадет.
Брызнет камень с дороги из-под копыт,—
Из дыры в дыру сквозь кибитку летит.
А внутри, заглянешь, —разбитый сундук
Да тряпье на нем, рваной рухляди вьюк.
А голодная, голая детвора —
От утра до темна по чужим дворам.
В этот вечер, не знаю сам, почему,
Вспомнил я своего соседа Джуму.
Не его одного,— им и счету нет,
Чей в пустыне былой затерялся след...
Закрываю страницу былого я.
Новой жизни откроем книгу, друзья.
Не один мой сосед,— им и счету нет.
В чьих глазах Октября полыхнул рассвет!
И в руках угнетенных блеснул топор,—
Корень гнета навек подрубил топор.
И на помощь туркменам пришла Москва.
Взяли мы в свои руки свои права.
Хлеб — голодному, жаждущему — вода.
Трудовому народу — плоды труда.
Солнце наше, России великой сын,
И душой и телом с народом един,—
Ленин создал Союз наш — СССР,
Всем народам братства и дружбы пример.
Ленин — партии нашей вождь и отец,
Вечно жив он в биеньи живых сердец.
Это он дал свободу тебе, туркмен.
Он стряхнул вековечный пустыни тлен.
На земле обновленной, в семье родной,
Нынче сорокалетний мы справим той. *)
В славный год на груди твоей, Туркменистан,
Орден Ленина, как звезда, заблистал!
Честь, и славу свою в борьбе умножай,
Всенародный праздник достойно встречай.
Ашхабад, Ташауз, Чарджоу, Мары
На просторах степных готовят дары.
Хлопок, хлопок—четыреста тысяч тонн! —
Белым золотом всюду зовется он.
Мясом, маслом, плодами полным полна
Изобильная наша будет страна.
Тайна Серных бугров—разомкнулся клад.
Каспий на берег выплеснул свой сульфат.
С Небит-Дага потоком нефть полилась.
Потрудился на славу рабочий класс!
Каракумский канал воду пьет в Керки.
Уступают дорогу ему пески.
И шумят, шурша, над водой камыши,
И бегут, спеша, караваны машин.
Животворную влагу степям даря,
Руку тянет Мургабу Аму-Дарья...
Ты взлелеял меня, вспоил и вскормил,—
Край родимый, ты мне больше жизни мил.
Помню, с детской любил я смотреть поры,
Как туркменские девушки ткут ковры,
Слушать дробный, как топот, дарака **) стук,
Говор девичий, шелест проворных рук...
Подойди, поэт, погляди на ковер:
"Мир! "» — в заветном узоре прочтет твой взор.
Горя нет у меня, нет забот иных —
Только петь для народа, Ата Салих.
Петь о партии нашей родной, о том,
Как мы вместе с ней к коммунизму идем.
*) Той— праздник.
**) Дарак — инструмент ковровщиц.
Перевел с туркменского Георгий Веселков".
("Известия", 1957, № 117 (18 мая), с. 3).

Комментариев нет: