вторник, 26 октября 2021 г.

"Все, что сердцу дорого и любо…"

"… все, чего он ждет, о чем мечтал:
и посадки молодого дуба,
и в мартенах молодой металл;
урожаи трудового лета,
отвоеванные у стихий,
нового советского поэта
новые хорошие стихи;
синюю зарю электросварки,
озаряющую небосклон,
новые станки советской марки,
антрацита сотни тысяч тонн, —
все неисчислимые подарки,
что за сутки получает он.
Если день твой праздничен и светел,
день его от этого светлей.
Так и постарайся жить на свете,
ничего, как есть, не пожалей.
Если жизнь ты проживешь недаром,
не один, не в комнатной тиши,
если дело будешь делать с жаром
молодой по-сталински души,
если сможешь гневно гнать из дому
все, что может потащить назад,
этому подарку дорогому
Сталин будет всей душою рад".


70 лет назад на советских киноэкранах лихорадило от последствий вредительства венгерские заводы:
"Кино
Дело чести и славы
В новом фильме "Честь и слава" венгерские кинематографисты, опираясь на правду жизни, впервые подходят к решению важнейшей темы — темы творческого созидательного труда на благо своей родины.
Обращение к этой серьезной теме является доказательством роста киноискусства
стран народной демократии, особенно ярко выделяющегося на фоне голливудской киномакулатуры, пропитанной ненавистью и презрением к человеку, откровенной проповедью войны, расистскими "теориями"  и гангстерской "моралью".
События, о которых рассказывается в новом венгерском фильме, относятся к 1949 году. Коллектив большого паровозостроительного завода охвачен соревнованием. Переходящими знаменами награждаются стахановцы-передовики. Среди них — Эстер Лугоши (артистка Мария Шуйок), лучшая работница цеха. Ее день загружен не только работой у станка, но и учебой, кипучей общественной деятельностью, партийными поручениями. Словом, она живет той творческой, насыщенной, полнокровной жизнью, которой живет вся ее родная страна. Не таков ее муж Шандор Лугоши.
Но что же мешает ему, превосходному токарю, у которого поистине "золотые руки", занять почетное место рядом со своей женой, вместо того чтобы коротать свой досуг над изготовлением искусных, но бесполезных безделушек, вроде корабликов, умещающихся в бутылке? Что, а может, и кто тормозит продвижение нового способа скоростного резания, предложенного Шандором? Этого пока не знают ни он, ни Эстер.
Нарастает семейный разлад. Шандор теряет веру в свои силы. Его уязвленное самолюбие разжигает непрошенный "дружок" с темным, провокаторским прошлым, о котором не подозревает доверчивый рабочий. Впрочем, Шандор не подозревает о многом, обо всем том, что стало известно миру на процессе Райка — диверсанта и титовского прихвостня, пытавшегося при помощи американских долларов затормозить поступательное движение венгерского народа.
Шпионская шайка протянула свои нити на завод, где работает Шандор. Она мешает токарю осуществить свое изобретение, и вот, вместо того чтобы бороться за это изобретение, он опускает руки.
На помощь Шандору приходит партия, руководитель низовой партийной организации (артист Кемювеш). Заботливо и чутко он раскрывает рабочему бесцельность его вынужденного одиночества и вновь пробуждает в Шандоре творческую инициативу.
Враги народа разоблачены. Шандор осознает, куда привело его отсутствие бдительности. Но завод все еще лихорадит от последствий вредительства.
Эти жизненно правдивые перипетии изображены в фильме в хорошей реалистической манере, с убедительными бытовыми деталями. Основные персонажи фильма окружены эпизодическими и часто красочными образами (вроде старика рабочего Бирмана). Однако все киноповествование в целом могло бы остаться в пределах интересного, но частного случая, если бы авторы фильма сценарист Иштван Эркень и режиссер Виктор Гертлер ограничились пересказом фактов, не раскрыв полностью их политического смысла.
На помощь пришла сама жизнь. 1949 год был ознаменован событием большого исторического значения: весь мир стал свидетелем огромного, небывалого подтема сотен миллионов простых людей всех стран, пожелавших выразить свою безграничную любовь, уважение и преданность великому знаменосцу мира, вождю всего трудящегося человечества товарищу Сталину в связи с 70-летием со дня его рождения.
Авторы фильма в полном соответствии с исторической правдой показывают нам, как в недрах заводского коллектива рождается горячее, идущее от самого сердца желание рабочих отметить этот знаменательный день новыми трудовыми успехами.
На массовом митинге рабочих Шандор Лугоши негромким от волнения голосом дает обещание любимому вождю обеспечить выпуск паровозов сверх плана. И зрители верят Шандору, чувствуют, что для него труд стал делом чести и славы.
В трудную минуту венгерского токаря поддержал друг из Советской страны.
Знатный токарь-скоростник Павел Быков поделился с ним своим опытом— сначала через книгу, а затем и личным примером: он восстановил как раз то звено, которого нехватало в талантливом изобретении Лугоши.
Дружным сочувствием встречает советский зритель выразительную группу венгерских рабочих, окруживших станок, на котором Быков впервые демонстрирует опыт, накопленный советскими токарями.
Роль Шандора Лугоши в фильме играет актер Янош Гербе: играет в целом верно, правдиво и убедительно. Но ему не всегда помогает сценарист. Так, например, не мотивированы и психологически недостоверно раскрыты характеры в сцене размолвки Шандора с женой.
Можно упрекнуть авторов фильма также в некоторой робости в использовании художественных средств, выбранных для воплощения большой поэтичной идеи фильма. Если обстановка завода, цеха донесена хорошо и точно, то в целом атмосфера фильма кажется порой несколько камерной.
Реализм в искусстве оператора вовсе не означает суховатой "протокольности". В некоторых эпизодах этой картины невольно ощущаешь отсутствие взволнованности.
Венгерским товарищам стоит прислушаться и к опыту советских композиторов, работающих для кино, стремящихся к органическому единству музыкального и зрительного образа. Музыке этого фильма иногда недостает эмоциональности.
Но это лишь частные замечания. В делом новая работа венгерских киномастеров волнует правдивым показом той повседневной героической борьбы, которую ведет венгерский народ за построение социализма и укрепление своей страны.
Большое, искреннее чувство любви и уважения к товарищу Сталиву, к народам Советского Союза согревает этот фильм. Киномастера новой Венгрии служат своим искусством делу борьбы за демократию, свободу и мир.
Сергей Юткевич,
лауреат Сталинской премии, заслуженный деятель искусств".
("Известия", 1951, № 253 (27 октября), с. 3).

Комментариев нет: