воскресенье, 24 октября 2021 г.

"А смуглянка-молдаванка отвечала парню в лад…"

"… Партизанский, молдаванский
Собираем мы отряд.
Нынче рано партизаны
Дом покинули родной.
Ждет тебя дорога
К партизанам в лес густой".


75 лет назад исполняющим обязанности Зощенко и Ахматовой в Кишиневе был назначен Давид Григорьевич Гершфельд:
Делец в роли "композитора"
Шесть дней в Кишиневе проходило собрание писателей и работников искусств, на котором обсуждались постановления ЦК ВКП (б) о литературе и искусстве. На собрании была разоблачена "деятельность" некоего Д. Гершфельда в Кишиневской консерватории и Союзе композиторов.
Сей композитор без всяких оснований и данных был утвержден в должности профессора Кишиневской консерватории, а затем получил звание... заслуженного деятеля искусств Молдавской ССР.
Далеко не музыкальными похождениями директора Кишиневской консерватории
в прошлом году заинтересовалось Управление по делам искусств при СНК Молдавской ССР. Но в итоге пострадал не "директор", а начальник Управления по делам искусств, которого отстранили от должности. Вскоре, однако, деятельность "композитора" привлекла внимание Министерства финансов, Министерства госконтроля Молдавской ССР. Был вскрыт ряд злоупотреблений. Шестьдесят тысяч рублей "директор" незаконно выплатил группе работников консерватории, на которых он опирался в своих темных делах; двадцать тысяч рублей получил лично сам за несуществующую "нагрузку". Назначив своего отца профессором кафедры, преданный сын выплачивал своему родителю двойной оклад.
Сам "композитор" занял все командные высоты в музыкальной жизни Кишинева. Он— директор консерватории и председатель Союза композиторов. Он — заведующий кафедрой духовых инструментов и директор фольклорного кабинета консерватории (хотя не знает ни молдавского фольклора, ни языка); в его ведении находятся также оперная студия, музыкальное училище и другие учреждения. Более одиннадцати тысяч ежемесячно получал Гершфельд из государственной казны в свой карман.
Поэтому кишиневские читатели были немало озадачены, прочтя газету "Советское искусство" за 11 октября. Умалчивая 0 собрании, разоблачившем  "композитора", газета всячески превозносит его, усердно перечисляя его "труды": "Кантату для хора с оркестром написал заслуженный деятель искусств Молдавской ССР Д. Гершфельд. Много и успешно он работает в песенном жанре. Ему принадлежит музыкальная обработка пятнадцати молдавских национальных песен. Теперь Д. Гершфельд приступил к работе над первой молдавской  национальной оперой "Сын Зори"» по мотивам молдавского фольклора".
Трудно допустить, чтобы кишиневский корреспондент "Советского искусства" не знал, что Гершфельд уличен в бессовестном плагиате. Многие "произведения", которые "Советское искусство" при участии своего корреспондента помогает "композитору" выдать за свое творчество, попросту украдены. Например, "Дойна" списана им из журнала "Чабаны" за 1910 год и принадлежит композитору Окь-Альб. Песенка "Дуче маш", выдаваемая "композитором" за свою, была известна значительно раньше, чем он стал подвизаться в области музыкального искусства. Ряд "произведений" Гершфельд "позаимствовал" у композитора Брэилью и др.
Композиторы Кишинева рассказали на собрании писателей и работников искусств также о методах, с помощью которых "композитор" так уверение и быстро продвигался по "лестнице славы". Суть метода —приятельские отношения с людьми, мало понимающими в музыке, но влиятельными в общественной жизни. Однако всему бывает конец. Почувствовав закат своей "музыкальной карьеры" в Кишиневе, оный "композитор" отбыл в Москву в надежде замести следы.
Только едва ли удастся!
Ф. Кабарин,
соб. корр. "Известий",
г. Кишинев".
("Известия", 1946, № 253 (26 октября), с. 3).

Комментариев нет: