среда, 18 сентября 2019 г.

"Зорко глядеть, беречь рубежи, чтобы врагу не пробиться..."


"...Родине нашей верно служить -
Учит "Зарница". 



40 лет назад некоторым советским школам действительно везло на педагогов:
"Человек и его работа
Зовет "Зарница"
Отчасти это — история о бывшем 7-м "Г" классе, который считался неблагополучным, потому что ребята нет-нет да вытворяли такое, что не только родители, но и учителя за голову брались. И вряд ли кто мог бы поверить в то, что через какой-нибудь год-два сразу 22 ученика из этого класса будут премированы путевками... во всероссийский пионерлагерь ЦК ВЛКСМ "Орленок": как лучшие из лучших!
...Нередко приходится слышать сетования на то, что в школах все меньше становится преподавателей-мужчин. Отцам-де заниматься со своими сыновьями некогда: они во всем уповают на школу, а там нет твердой руки, вот и балуются ребята, ищут себе приключений. Что ж, в этом есть доля истины, впрочем, как и в том, что не всякую твердую руку признают ребята, а только лишь умную и, конечно же, справедливую.
Но и этого мало. Ребятам нужна романтика — яркая, захватывающая...
— Я обратил внимание на этот класс, когда мы готовили игру "Зарница",—говорит военрук пятой краснодарской средней школы Георгий Петрович Фомин.—Я им сказал тогда одно: здесь победить может только самый смелый, самый сильный и находчивый. И подзадорил их: "Только вряд ли есть среди вас такие!..". Надо было видеть их глаза — горевшие любопытством, ехидной иронией, да и всех их—взъерошенных, готовых сделать что угодно, лишь бы доказать мне обратное! Я понимал, что нельзя было дать остыть этому порыву и в то же время его следовало направить в нужное русло.
Георгий Петрович Фомин среднего роста, плотный, с добродушнейшими морщинами на строгом и усталом лице. По сугубо штатскому костюму, по манере говорить, по той увлеченности, с которой он рассказывает о своих ребятах, его скорей примешь за многоопытного школьного учителя, чем за подполковника в отставке, вся жизнь которого была связана со службой в армии. Я заметил, что не только в разговоре со мной, но и в общении с учениками он ни в интонации, ни в жестах своих не старался щегольнуть теми, так сказать, "въевшимися" привычками и оборотами речи, которые, как водится, отличают бывшего кадрового военного. И в то же время рядом с ним ребята подтягиваются и стараются показать свою выправку...
Мы беседуем с Георгием Петровичем в самом уединенном месте в школе — в кабинете директора. Но наш разговор то и дело прерывается — даже через закрытую дверь слышен неумолчный прибой страстей, бушующих в коридоре. Да и дверь, собственно, не бывает закрытой: то в нее просунется чья-то взлохмаченная голова, то появится дежурный, оставивший за порогом нарушителя порядка, да мало ли чего случается в школе всего за одну минуту!..
— "Зарница" — отличная игра. Пожалуй, в ней наиболее интересен процесс подготовки к соревнованиям, где могут быть заняты все,— продолжает Георгий Петрович.— А ребятам обязательно надо сбросить "перегретый пар", разрядиться, почувствовать нагрузку до хруста в плечах.
Мне рассказывали потом, как Георгий Петрович начал методично сколачивать из учеников 7-го "Г" юнармейский отряд. Он поставил перед собой сразу несколько задач. Во-первых, хотел сам убедиться в том, что неблагополучных классов не бывает. Во-вторых, в случае удачного выступления в "Зарнице" он рассчитывал с помощью этого отряда, так сказать, "взорвать школу изнутри": успех обязательно пробудит у всех остальных классов желание тоже быть первыми. Кроме того, из этого отряда он готовил и будущих инструкторов, которые будут помогать ему обучать юнармейские отряды по всей школе: одному ему, понятно, с этой задачей не справиться. И, наконец, перешагнув в 9-й класс, бывшие юнармейцы придут к нему, уже как к военруку, на уроки военного дела достаточно подготовленными к более сложным занятиям.
Так и получилось. Сперва юнармейцы из пятой школы завоевали первое место в "Зарнице"-77 на районных, затем на городских и, наконец, на краевых соревнованиях. Ликовала вся школа, еще бы —такой успех пришел к ним впервые.
Отряду 7-го "Г" —двадцати двум ребятам и девчатам — были торжественно вручены путевки во всероссийский пионерский лагерь «Орленок» как победителям. К этому времени они перешли в 9-й класс и уже по возрасту стали "орлятами" —им предстояло теперь показать свое умение в военно-спортивной игре "Орленок" — куда более сложной, чем "Зарница".
Надо ли говорить о том, что занятия по военному делу, которые проводил потом с ними Георгий Петрович, как военрук, были лишь составной частью той обширной программы, которую необходимо было усвоить "орлятам". Здесь уже нужно стрелять из боевого оружия, усвоить армейские уставы, строевую подготовку и т. д. Одновременно с этим ребята с удовольствием занимались с младшими классами, подготавливая их к игре "Зарница",— военрук был у них консультантом.
И вот два года назад пятая школа для игры в "Зарницу" вывела сразу пять отрядов (а по разнарядке нужно было всего три). Ну, а  "орлята"-наставники не ударили в грязь лицом перед своими подопечными. По гражданской обороне они завоевали первое место в крае, по строю и песне разделили первое и второе места, по стрельбе из автомата заняли, правда, третье место, зато Юрий Кузнецов, командир отряда, стал чемпионом края, выбив при стрельбе из автомата 50 очков из 50 возможных.
Школа была отмечена и другим высоким знаком отличия — ей было доверено на все праздничные дни с 1 по 9 мая заступить на городской пионерско-комсомольский пост № 1 у огня Вечной Славы на площади Героев в Краснодаре. Стояли на посту юнармейцы и "орлята". Чеканя шаг, сменялись караулы, в строгой тишине колыхалось море людское. А руки, все говорящие человеческие руки, бережно опускали на прохладный гранит букеты алых цветов...
Это был самый главный экзамен, который посуровевшие ребята и девчата сдали на отлично своим отцам и матерям, бабушкам и дедушкам...
—Я сам удивляюсь тому, как "Зарница" и "Орленок" благотворно действуют на самых "трудных" и ершистых, —говорит Георгий Петрович. —В процессе игры ребята овладевают сложными знаниями и приобретают такие навыки, на отработку которых нужен не один год. Перефразируя известное выражение, я бы сказал так: "Интересно в игре —легче на занятиях". Поверьте, ребятам, прошедшим, скажем, через военно-спортивную игру "Орленок", мне как военруку "добавить" уже нечего. Представьте картину массовой игры: сводные "орлятские" подразделения идут в "бой", мчатся бронетранспортеры, гремят взрывпакеты... А потом руководители подводят итоги, потом—солдатские щи и каша из полевой кухни!
…Георгий Петрович, конечно же, прав. К сожалению, далеко не в каждой школе военруки видят в этих играх средство для воспитания у мальчишек крепкого мужского характера, а поэтому считают, что их дело — лишь "отработать" выделенные им учебные часы, "снимать стружку" за пропуски занятий, составлять докладные-рапорты по всей форме, а всякие там игры —забота педагогического коллектива!..
А вот на уроках Георгия Петровича еще не было ни одного пропуска без уважительных причин, ребята идут на занятия с удовольствием, и стрижка у них аккуратная, и внешний вид — по всей форме. Они с интересом ходят на стрелковый кружок, азартно изучают радиодело... И поэтому не мудрено, что каждый год из выпускников школы набирается не меньше десяти кандидатов, которые стремятся поступить в высшие военные училища, и почти половина из них успешно выдерживает вступительные экзамены. А когда приезжают домой на побывку, обязательно приходят в школу — при полном параде, строгие, подтянутые. Их тут же тучей окружают школьники, наперебой задают вопросы, а гости с достоинством отвечают.
Этой школе, может быть, действительно повезло. И не только на военрука, но и на директора Петра Григорьевича Стручкова, тоже бывшего фронтовика, на преподавателя физкультуры —мастера спорта СССР Николая Николаевича Ямпольского и других педагогов. В этом убеждаешься, когда знакомишься с уникальной почтой — письмами бывших учеников, проходящих службу в Вооруженных Силах.
Письма эти бережно собраны в папку, ими гордятся, их зачитывают перед строем на занятиях и по военному делу, и на уроках физкультуры. Вот, например, что пишет директору школы Владимир Яковенко, курсант военного училища: "...Требуйте больше от ребят, в армии они вам спасибо скажут. И передайте
Николаю Николаевичу Ямпольскому, чтобы он покрепче нажимал на  физкультуру, а то здесь приходится выполнять такие упражнения, которые я в глаза не видел... Требуйте от 9- и 10-классников, приучайте их к воинской дисциплине. Пусть они сейчас недовольны, но через год, через два они вам только спасибо скажут".
Военрук. Как штатная единица появился он в школе сравнительно недавно, и главная его задача —помочь ребятам овладеть допризывной подготовкой для успешного прохождения службы в армии. И хотя основная задача одна, но каждый из преподавателей военного дела выполняет ее по-разному. Военруку пишут письма солдаты. И, кто знает, может быть, эти письма, полные любви и благодарности, и являются самой главной оценкой работы военрука?
Возле школы —небольшой двор. Растут в нем цветы, сосны, вишни. И ни на одном деревце не сломана ни одна ветка. Может быть, потому, что возле подрастающего соснового "бора" —табличка: "Эти сосны посажены весной 1975-го в ознаменование 30-летия Победы". А возле вишен, что растут в самом конце двора, —другая табличка: "Этот вишневый сад посажен весной 1975-го учениками 1-6 класса с участием ветеранов Великой Отечественной войны в честь 30-летия Победы".
...А те самые неблагополучные из 7-го "Г"? Что за вопрос, да были ли они? Были. А потом стали дружным, сплоченным коллективом. Когда я заканчивал беседу с Георгием Петровичем, зашел Юрий Кузнецов, рослый, ладно скроенный парень, бывший командир орлятского отряда, чемпион края по стрельбе из автомата, увидел военрука— щелкнул каблуками. Приходил Юрий оформить необходимые документы для поступления в военное училище связи.
Надо было видеть, с каким восхищением смотрел-любовался своим питомцем Георгий Петрович! Когда за Юрием закрылась дверь, военрук сказал, вспомнив последнюю игру "Орленок":
—На ней присутствовал один генерал-майор, который отметил Юру Кузнецова: "Из этого парня выйдет прекрасный офицер!".
А. Дергачев,
соб. корр. "Известий".
("Известия", 1979, № 219 (18, сентябрь), с. 6).

Комментариев нет: