воскресенье, 1 сентября 2019 г.

"Эх, пересохни, Клязьма-речка..."


"...Перестань болеть сердечко".


70 лет назад в СССР в подборе русского фольклора и песен советских композиторов не всегда проявлялись вдумчивость и взыскательность:
"Критика и библиография
Свадебные песни для... малышей
"Песни для детей". Сборник для начальной школы. Учпедгиз—Музгиз. Москва, 1948. Тираж 75.000 экз., стр. 416, цена 12 руб.
Если обладать даже необыкновенно пылкой фантазией, трудно представить себе ученика IV класса, непринужденно распевающего:         
             Опостылели игры мне,
             Грусть сердечная во мне.
             Ай люли, ай люли,
             Грусть сердечная во мне.
             Ах, куда бежать с тоской?
             Убегу я в лес густой!
             Ай люли, ай люли,
             Убегу я в лес густой!
Нельзя также поверить, чтобы ученик Ш класса, заламывая руки, пел:
            Еще я-то ведь неженат хожу,
            Ай люли, ай люли, неженат хожу.
            Неженат хожу, еще холостой,
            Ай люли, ай люли, еще холостой.
И уж совсем немыслимо вообразить, чтобы ученик II или I класса, подбоченясь и притопывая, выводил лирическим тенором:
            Пора б молодцу жениться,
            Холостому время свататься.
            Ой, жги, ой, жги, говори,
            Пора б молодцу жениться.
Действительно, лишь очень большие фантазеры могут представить себе картины, подобные описанным выше.
Такие фантазеры нашлись. Нашлись и включили с одобрения Министерства просвещения РСФСР в сборник "Песни для детей", рассчитанный на учащихся первых — четвертых классов, целый ряд текстов песен о... разлуке, ревности, о тоске по милой, об обручальных кольцах,потерянных перстнях и большое количество свадебных песен. Здесь все дифференцировано на "научной основе": одни свадебные песни предназначены для самых маленьких, другие—для исполнителей девяти- и десятилетнего возраста...
Русские люди славятся своей музыкальностью, горячей любовью к песне. Народное творчество высоко ценится в нашей стране. У нас открыты широкие пути и все возможности для всестороннего изучения народного искусства. Народная песня привлекает к себе большое внимание учителей, пионерских вожатых, работников культурно-просветительных учреждений.
Собранные в книжке свадебные и другие песни сами по себе ничего плохого, разумеется, не представляют. Многие из них просто предназначены не для ребят.
При подборе песенного репертуара для учащихся (особенно для учащихся начальной школы!) надобно, не мудрствуя лукаво, руководствоваться простым правилом: учитывать возраст. Когда же пытаются действовать по-иному, получается издевка. Так, на наш взгляд, оконфузились составители сборника "Песни для детей". Они без всякого разбора втиснули в книжку песни, явно рассчитанные на взрослых.
В сборнике можно найти немало и других примеров неумелого использования русского фольклора.
Например, из многих вольнолюбивых песен о Волге в сборнике нашлось место только для такой:
                 Матушка-Волга широка и долга,
                 Она укачала, она уваляла.
                 Нашей силы, силушки не стало
—старой бурлацкой песни, имеющей сейчас лишь исторический интерес.
Необ'яснимо также появление в книжке шуточном песни "Как кума-то к куме в решете приплыла", в тексте которой встречаются выражения: "не совай в рукава", "не бижай сыновьев", "воробей без заду" и т. д. и т. п. Ясно, что недетская это песня. Кроме того, авторы даже не позаботились поискать лучший из ее вариантов.
В подборе песен советских композиторов составители также не проявили необходимой вдумчивости и взыскательности. В песеннике немало явно посредственных текстов, идейно-художественный уровень которых ниже всякой критики. Таков "Пароходик" С. Погореловского (музыка II. Лови), представляющий собой бессмысленный набор слов.
В то же время в сборнике не нашлось места для пионерского марша, для песен, прославляющих труд, нет здесь и любимых нашими детьми песен о героях гражданской войны, о тимуровцах, о юных мичуринцах.
Старая русская пословица говорит: "У семи нянек дитя без глаза". Так и вышло и в данном случае. Нянек семеро: сотрудники Научно-исследовательского института художественного воспитания Академии педагогических наук РСФСР Б. Шацкая, М. Румер, К. Головская, Л. Лебедева, Л. Гурари, сотрудник Министерства просвещения В. Дронов, редактор В. Герчик. Безответственно отнеслись они к своей работе.
Мы отметили лишь наиболее резко бросающиеся в глаза недостатки. Их гораздо больше.
Н. Калон.
В. Тельпугов".
("Правда", 1949, № 244 (1, сентябрь), с. 3).

Комментариев нет: