"так
над миром самой светлой, дорогою
высится
Страна Советов на горе,
на заре
виноградною
увитая лозою..."
70 лет назад
всюду в СССР терпела провал попытка дезорганизовать театральных работников:
"До
конца разоблачить космополитов
На пленуме
правления ССП Украины
На-днях закончил
работу второй пленум Союза советских писателей Украины. С докладом "Итоги XII пленума правления ССП СССР, состояние и
задачи театральной и литературной критики на Украине" на пленуме выступил
заместитель председателя правления Союза советских писателей Украины Л.
Дмитерко. (Основные положения доклада изложены в статье Л. Дмитерко, которая
публикуется в сегодняшнем номере "Литературной газеты").
Пленум
прошел на высоком идейном уровне. Выступая в прениях, украинские писатели
вскрывали антипатриотическую деятельность и коварные двурушнические методы
группы безродных космополитов и их подголосков, действовавших в украинской
театральной и литературной критике. Стебун (Кацнельсон), Адельгейм, Санов
(Смульсон), Гозенпуд, Старинкевич, Гордон и некоторые другие были тесно связаны
с антипатриотической группой безродных космополитов – Юзовским, Альманом,
Борщаговским, Холодовым, Левиным, Бояджиевым.
Прикидываясь
"друзьями" и "знатоками" советского искусства, эти холопы
растленной культуры буржуазного Запада в действительности были непримиримыми
врагами советского искусства и литературы, травили все новое, передовое,
бесстыдно оплевывали великие традиции нашей литературы, нашего искусства.
Стебун, Адельгейм всеми способами поносили украинскую советскую литературу. Лишенные
чувства патриотизма и советской национальной гордости, они коварными сетодами
опорочивали лучшие произведения украинской литературы и драматургии. Они
переграждали путь в литературу молодым талантливым писателям.
Эти
антипатриоты распределили "сферы влияния". Лжетеоретик Стебун в своей
клеветнической книге "Историко-литературные очерки" пытался доказать
"бедность" украинской литературы. Адельгейм расправлялся с советской
поэзией, Санов избрал своей специальностью поношение советской прозы.
Космополиты-антипатриоты
свили свое гнездо в Союзе советских писателей Украины, где
возглавлял комиссию критики, в Институте украинской литературы, где развернул
свою вредоносную деятельность космополит Стебун. Здесь же подвизалась эстетка и
формалистка Старинкевич. В Киевском университете действовали те же
антипатриоты, отравляя сознание студентов.
Выступивший
в прениях П. Тычина резко осудил подрывную деятельность Стебуна и Адельгейма,
которые клеветали на советскую литературу. С негодованием говорил П. Тычина о
вредоносной работе Гельфандбейна и Юхвида, которые старались изничтожить
Харьковский театр имени Шевченко, и о такой же вредоносной деятельности
Бурлаченко (Бердичевского), систематически издевавшегося над театром им. И.
Франко и его ведущими актерами. Безграмотный прихвостень космополитов, некий
Гальперин охаивал русский театр имени Леси Украинки.
- Безродные
космополиты, - сказал П. Тычина, - пробрались в редакции газет и журналов, в
научные учреждения т учебные заведения. Ныне группа антипатриотов разоблачена.
Наша неотложная задача – выкурить из всех нор буржуазных космополитов, людей
без роду и племени, которые чинят препятствия развитию советской культуры.
- Товарищ
Сталин учит, - продолжал П. Тычина, - что развитие культуры, национальной по
форме, социалистической по содержанию, является незыблемым законом нашего
социалистического общества. Пролетарский интернационализм строится не на основе
обеднения и умаления национальной культуры, а, наоборот, он развивается там,
где растет и крепнет национальная культура. Интернационализм требует уважения к
другим народам, но не может быть такого интернационалиста, который не любит
своего народа. Мы любим свою страну, мы любим свободолюбивый украинский народ и
преисполнены гордости тем, что он идет плечо к плечу с великим русским народом,
со всеми народами Советского Союза к единой цели – к построению
коммунистического общества.
- На нашу
страну обращены взгляды всего прогрессивного человечества. Мы, советские
писатели, благодаря партии Ленина-Сталина нашли свое счастье в работе на благо
нашей любимой Родины!
Гневно
прозвучали слова А. Малышко. Он говорил, что космополиты своей черной
деятельностью разжигали вражду между советскими народами, призывали
ориентироваться на Запад. Что им до таких украинских певцов, как Тарас
Шевченко, Иван Франко, Леся Украинка? Им, беспачпортным бродягам, нужна гнилая
буржуазная Европа, ее они воспевают в своих писаниях. А. Малышко подробно
остановился на методах, какими антипатриотическая группа критиков-космополитов
– Стебун, Адельгейм, Санов – выполняла свою грязную работу. Он подверг резкой
критике ошибки, допущенные редакцией украинской "Литературной газеты"
и ее редактором М. Шамота.
Народная
артистка СССР Н. Ужвий с возмущением говорила о том, как космополиты
Борщаговский, Гозенпуд, Ган, Пилявский и иже с ними прилагали все усилия, чтобы
сбить театр имени И. Франко с пути социалистического реализма, чтобы отвести
его в сторону от жизни и борьбы советского народа, дезорганизовать работников
театра.
- Это не
вышло! – восклицает Н. Ужвий. – Партия помогла разгромить
критиков-космополитов, которые хотели унизить один из лучших театров советской
Украины. Мы благодарны за это нашей большевистской партии!
На трибуне
П. Воронько. Он рассказывает о том, как критики-космополиты пытались дискредитировать
и охаять работу молодых советских писателей.
А. Гончар
указал, что антипатриотическая группа безродных космополитов стремилась во что
бы то ни стало монополизировать литературную критику, не допустить к
критической деятельности никого, кроме своих прихвостней и оруженосцев. – Наши
усилия, - сказал А. Гончар, - направленные на улучшение состояния литературной
критики, нередко шли по линии явлений второстепенных, а не основных. Этим и
воспользовалась группа безродных космополитов.
Заместитель
ответственного редактора газеты "Правда Украины" А. Михалевич говорил
о большом удовлетворении, которое испытывает народ в связи с разоблачением
группы критиков-антипатриотов. Их разоблачение, несомненно, принесет огромные
положительные результаты нашей культуре, нашей литературе и всему нашему
движению вперед. А. Михалевич привел ряд примеров того, как Адельгейм
выслуживался перед буржуазной критикой, холуйствовал перед заокеанскими
"авторитетами". Серьезному разбору А. Михалевич подверг ряд ошибок в
стихах Л.Первомайского.
В своем
выступлении кинорежиссор И. Савченко показал, как космополиты, ориентируясь на
гангстерскую голливудскую кинодраматургию, мешали развитию отечественного кино.
И. Савченко остановился на бракодельской работе космополита Мартича (Финкельштейна).
Неудовлетворительно работал сценарный отдел Министерства кинематографии УССР и
в первую очередь главный редактор министерства Есельсон.
Композитор
Г. Веревка свою речь посвятил антипатриотической деятельности Гозенпуда и
Гейлих в музыковедении. Эти люди поносили музыкальное творчество украинского
народа и ориентировали молодежь на растленную культуру буржуазного Запада.
На пленуме
также выступили М. Рыльский, М. Бажан, Ю. Смолич, В. Козаченко, С. Скляренко,
народный артист СССР И. Паторжинский и другие.
Поэт Л.
Первомайский признал с трибуны пленума свои серьезные ошибки, допущенные в
публицистических выступлениях, но свои ошибки и срывы в поэзии он пытался
переложить на... критику.
Бесстыдные
двурушнические выступления вожаков группы критиков-космополитов Санова
(Смульсона) и Адельгейма вызвали законное возмущение участников пленума.
Клеветник Адельгейм старался пустопорожней болтовней отмахнуться от
справедливой критики. Весь зал в единодушном порыве настойчиво потребовал
удалить с трибуны этого мастера клеветы и двурушничества.
Старинкевич,
выступая на заседании пленума, вынуждена была признать, что в украинской
литературной критике существовала антинародная группа, которой руководили
Стебун и Адельгейм. Они давали задания, против кого и как писать, кого
восхвалять, а кого уничтожить...
Совершенно
не удовлетворило участников пленума выступление С. Голованивского. Из его
порочной творческой практики явствует, что он продолжает стоять на позициях
буржуазного национализма и космополитизма. Между тем, Голованивский не признал
и не осудил своих антинародных позиций.
В заключение
на пленуме выступил председатель Союза советских писателей Украины А.
Корнейчук. Охарактеризовав рост украинского советского искусства и литературы,
он говорил о презренной деятельности безродных космополитов. Все их дела
направлены на подрыв культуры и искусства советского народа.
- Успехи
нашей литературы, успехи нашего искусства, - заявил А. Корнейчук, - были бы
значительнее, были бы намного больше, если бы мы с вами раньше начали прополку
литературной нивы от сорной травы, если бы мы раньше разоблачили и изгнали из
своих рядов антипатриотическое охвостье. Выступая здесь с
"покаянными" речами, некоторые представители группы
критиков-космополитов пытались представить дело так, будто речь идет только об
"отдельных ошибках". Чепуха! Не об ошибках идет речь, а о
систематической и организованной антинародной деятельности, которой занималась
группа космополитов, тесно связанных между собой во всех своих преступных
действиях.
Антипатриоты
разоблачены, и их подрывной деятельности положен конец. Наша задача сейчас
заключается в том, чтобы до конца очистить культурный фронт от остатков
враждебной группы космополитов, чтобы до конца разгромить их и с утроенной
энергией приняться за дело, порадовать наш народ, нашу великую Родину, нашу
большевистскую партию новыми произведениями, достойными сталинской эпохи.
По докладу
Л. Дмитерко пленум правления ССП Украины принял подробную резолюцию.
Пленум
рассмотрел также организационные вопросы. Е. Адельгейм освобожден от исполнения
обязанностей ответственного редактора журнала "Вiтчизна" и выведен из состава
правления ССР Украины. Ответственным секретарем журнала утвержден А. Гончар.
Председателем редакционного совета издательства "Радянський письменник"
утвержден Н. Рыбак. Пленум ввел его в состав президиума правления ССП Украины.
С большим
патриотическим подъемом участники пленума приняли приветственное письмо
товарищу Сталину, а также письмо руководителю большевиков Украины тов.
Хрущеву".
("Литературная
газета", 1949, № 20 (9, март), с. 2).
Комментариев нет:
Отправить комментарий