среда, 6 марта 2019 г.

"Ни в кино и ни к подругам нынче Зинка не пойдет..."


"...По катку навстречу вьюгам 
Будет мчаться круг за кругом,
Будет звонко резать лед... "


70 лет назад гневом и возмущением отличилась целая группа советских кинематографистов:
"За новый расцвет киноискусства!
На активе творческих работников кинематографии
С 24 февраля по 1 марта в московском Доме кино проходило собрание творческих работников советской кинематографии. Оно прошло под знаком непримиримой борьбы со всем, что мешает расцвету советского киноискусства. В выступлениях участников актива звучала горячая благодарность большевистской партии, партийной печати за разоблачение антипатриотической группы критиков-космополитов.
"Советское киноискусство в 1948 году и ближайшие задачи советской кинематографии" – такова была тема доклада министра кинематографии СССР тов. И. Большакова.
- Героям новых фильмов, - сказал И. Большаков, - являются советские люди, борцы за новое коммунистическое общество, носители лучших черт, присущих человеку сталинской эпохи. Наша современность – главная тема советского киноискусства. Воплощая образы героев социалистической действительности, мастера кино добились наибольших удач.
Охарактеризовав выдающиеся произведения минувшего года – фильмы "Молодая гвардия", "Повесть о настоящем человеке", "Мичурин", "Суд чести", "Далекая невеста" и др. Докладчик особо отметил первые достижения в становлении нового художественно-документального жанра ("Третий удар" по сценарию А. Первенцева и "Сталинградская битва" по сценарию Н. Вирты).
Говоря о сценарных удачах 1948 года ("Суд чести" А. Штейна, "Академик Иван Павлов" М. Папавы, "Падение Берлина" П. Павленко и М. Чиаурели, "Встреча на Эльбе" братьев Тур и Л. Шейнина, "Веселая ярмарка" Н. Погодина, "Пятый удар" Н. Вирты), докладчик отметил, что в течение года произошли серьезные изменения в отношении писателей к работе в кино и подчеркнул значение XII пленума правления Союза советских писателей, на котором обсуждались вопросы кинодраматургии.
Большую часть своего доклада И. Большаков посвятил разоблачению деятельности группы космополитов, орудовавшей в области киноискусства, наносившей вред советской кинематографии.
Эта антипатриотическая группа не только идейно, но и организационно смыкалась с группой театральных и литературных критиков-космополитов. Обосновавшись в ленинградском Доме кино, в комиссии по кинодраматургии Союза советских писателей, идеологические диверсанты использовали для пропаганды своих идеек страницы газеты "Советское искусство" и журнала "Искусство кино".
Вдохновителем и организатором антипатриотической группы космополитов был Л. Трауберг. В своих печатных и устных выступлениях Трауберг утверждал, что советская кинематография является порождением американского, западного кино, что она росла и формировалась под иноземным влиянием.
За последние десять лет Трауберг приносил советской кинематографии только вред. Это со всей очевидностью проявилось в его последней попытке поставить фильм "Александр Попов". Безродный космополит и антипатриот, человек, лишенный чувства любви к Родине, Л. Трауберг исказил образ изобретателя радио – великого сына русского народа.
Активными помощниками Л. Трауберга и верными оруженосцами его "идей" были М. Блейман, В. Сутырин, Н. Оттен, И. Коварский и другие. Именно эта группа поносила лучшие произведения советской кинематографии – "Молодую гвардию", "Русский вопрос", "Сказание о земле Сибирской", "Великий перелом" и др.
М. Блейман в сборнике статей об американском режиссере Гриффите доказывал, что Гриффит является "отцом мирового киноискусства". А. Н. Коварский эту низкопоклонническую космополитическую книгу пропагандировал, как "начало науки" о кино. Кроме того, Н. Коварский осуществлял организационную связь между антипатриотической группой, орудовавшей в кинематографии, и космополитами от театральной и литературной критики.
Большую политическую ошибку допустила редакция журнала "Искусство кино", предоставив свои страницы для пропаганды идей космополитизма, буржуазного эстетства. В первую очередь в этом повинен бывший ответственный редактор журнала Н. Лебедев, являющийся, кроме того, автором порочной книги "Очерк истории кино СССР", которая грубо искажает историю советской кинематографии.
Немалый вред принесла и "теоретическая" деятельность режиссера С. Юткевича. В своих статьях о буржуазном кино и книге "Человек на экране" он протаскивал "идеи" космополитизма. Порочные взгляды С. Юткевича губительно сказались на его творческой работе.
Резкого осуждения заслуживает аполитичная, объективистская позиция сценариста Е. Габриловича. Будучи председателем комиссии по кинодраматургии ССП, он позволил превратить ее в гнездо космополитов.
- Только до конца разгромив антипатриотическую группу, уничтожив все проявления буржуазного космополитизма в искусстве, - говорит И. Большаков. – мы расчистим дорогу для дальнейшего движения вперед.
В заключение своего доклада И. Большаков рассказал о ближайших задачах, стоящих перед нашим киноискусством.
В прениях, развернувшихся после доклада, сказался тот огромный творческий подъем, который переживают сейчас, после разоблачения антипатриотической группы, творческие работники кинематографии.
- В своем историческом развитии, - сказал И. Пырьев под аплодисменты участников собрания, - советское киноискусство не имеет зарубежных отцов и матерей. Мы, русские, советские художники, всегда шли и идем своей собственной, коммунистической дорогой. Других путей у нашего искусства нет!
Гневом и возмущением были проникнуты выступления, раскрывающие сущность мерзких и гнусных дел безродных космополитов. М. Донской, С. Герасимов, В. Пудовкин, М. Ромм, Г. Александров, А. Роом, В. Щербина, П. Саконтиков, А. Штейн, Д. Еремин, М. Папава и другие на разительных примерах продемонстрировали диверсионную деятельность этих врагов советского киноискусства.
В горячей и страстной речи М. Донской убедительно показал, что в своих высказываниях о советской кинематографии космополит Трауберг полностью смыкается с фашиствующими реакционными теоретиками Запада.
Как политических диверсантов, прямых агентов врага охарактеризовали представителей антипатриотической группы заместители министра кинематографии В. Щербина и Н. Саконтиков.
- Безродные космополиты, - сказал В. Щербина, - посягали на самое дорогое, что есть в нашем искусстве, - на его социалистическое содержание, на его глубоко народную национальную форму, они вели свою "критику" с позиций, чуждых и прямо враждебных политике партии.
Обличая Трауберга, Блеймана, Сутырина, Оттена и других, Н. Саконтиков привел многочисленные факты их подрывной работы.
В своей враждебной деятельности буржуазные космополиты прибегали к самым разнообразным методам борьбы с передовым советским киноискусством.
Сплетни, клевета, шантаж, провокационные выступления – вот оружие этих отщепенцев. Проникнув в киностудии, в сценарные отделы, редакции газет и журналов, в комиссию по кинодраматургии Союза советских писателей, они претендовали на руководящую роль в советском кинематографе, создавали себе дутые репутации, обеспечивали круговую поруку.
- Система критики, которая была установлена антипатриотической кликой, - сказал С. Герасимов, - заключалась в том, чтобы любыми способами чернить произведения советского киноискусства.
Космополитические выродки отравляли сознание работников советского кино, старались увести их от основных, решающих проблем современности в душный мирок мелких чувствований и ничтожных конфликтов.
С большим вниманием прослушали собравшиеся выступление председателя Художественного совета Министерства кинематографии СССР тов Л. Ильичева.
Тов. Л. Ильичев, проанализировав работу Художественного совета, а также успехи и недостатки в работе кинематографии, особо подчеркнул, что для дальнейшего развития советского киноискусства огромное значение имеет полный разгром всех космополитов, их явных и тайных приверженцев.
С содержательной речью выступил заместитель генерального секретаря ССП К. Симонов.
- Критики-антипатриоты, - сказал К. Симонов, - пытаясь установить о современных фильмах некое "второе мнение", противоположное общественному, судили произведения по так называемому "гамбургскому счету", который в кинематографии справедливее называть "голливудским счетом".
Безродные космополиты, изображая себя "радетелями за писательские интересы, избрали комиссию по кинодраматургии ССП плацдармом для выпадов против Министерства кинематографии – всех, кто создает советское искусство. Руководство Союза писателей несет полную ответственность за то, что оно до последнего пленума мало занималось вопросами кинодраматургии и в значительной мере проглядело вредительскую деятельность антипатриотов в комиссии по кинодраматургии.
К. Симонов обратил внимание на необходимость для Министерства кинематографии в свою очередь приглядеться к практике работы сценарной студии, где долгое время подвизались Юзовский и Ф. Левин, и, в особенности, к деятельности Госкомиздата, где космополиту Оттену, еще в мае 1948 года исключенному секретариатом из Союза писателей, было уже после этого поручено руководством Госкомиздата составление шеститомника лучших советских сценариев.
К. Симонов заверил, что Союз писателей сделает все, чтобы обеспечить советских кинорежиссеров высокоидейными сценариями, помочь дальнейшему развитию самой лучшей в мире советской кинематографии.
О работе кинематографии братских республик рассказали министры кинематографии Украинской ССР А. Кузнецов и Грузинской ССР Г. Кикнадзе, начальник главного управления по производству художественных фильмов П. Семенов.
Представители антипатриотической группы, эстетствующие космополиты вели себя двурушнически.
М. Блейман пытался смягчить свою вину, обмануть актив лживыми уверениями в "чистосердечном" раскаянии. Он говорил лишь о "двух ошибках" в "двух" своих статьях. Собрание тотчас же напомнило М. Блейману о целой серии других его статей и высказываний, пропагандирующих космополитизм. Н. Коварский в своем выступлении пытался увильнуть от ответственности.
Увертки и уловки безродных космополитов и их приспешников не могли обмануть собрание, они получили достойный отпор в ярком выступлении В. Пудовкина.
Не удовлетворили присутствовавших несамокритичные выступления С. Юткевича, Н. Лебедева и Е. Габриловича.
После заключительного слова министра кинематографии тов. И. Большакова актив принял резолюцию, в которой сурово осудил деятельность буржуазных космополитов и наметил пути дальнейшего развития нашего киноискусства.
Советские кинематографисты понимают всю ответственность и сложность стоящих перед ними задач.Эти задачи будут решены. Залогом тому – разгром антипатриотической группы космополитов. Порукой – постоянное внимание к советской кинематографии со стороны партии и правительства.
С большим подъемом собрание приняло приветственное письмо товарищу И. В. Сталину".
("Литературная газета", 1949, № 19 (5, март), с. 3).

Комментариев нет: