вторник, 12 марта 2019 г.

"Слушай и ты, гражданин, патриот..."


"...Долг наш священный к борьбе зовет".


70 лет назад в СССР захлебнулась наконец атака космополитов и на белорусскую культуру:
"Выше знамя советского патриотизма!
Минск. (Наш корр.). Два дня продолжалось открытое партийное собрание Союза советских писателей Белоруссии, на котором обсуждались статьи газет "Правда" и "Культура и жизнь" об антипатриотической деятельности группы театральных критиков.
С докладом выступил секретарь правления Союза советских писателей Белоруссии П. Ковалев. Он указал на то огромное значение, которое имеет разоблачение антипатриотической группы критиков. Вся советская общественность горячо благодарна нашей партии за то, что она разоблачила чуждые духу советского народа явления космополитизма в нашей критике и указала путь борьбы с ними.
Докладчик подробно остановился на антинародной деятельности группы критиков-космополитов в Белоруссии. Главарем безродного космополитизма в театральной критике явился М. Модель, который низкопоклонничал перед всем иностранным, клеветал на наше искусство и в своей критической деятельности был законченным формалистом и эстетом. Шельмованием белорусской литературы занимались Я. Герцович, Л. Бэнде, В. Гальперин, М. Смолкин, которые сумели пролезть на страницы печати. Они пытались изничтожить произведения белорусских литераторов на современные темы, такие, как роман А. Стаховича "Под мирным небом", повести М. Последовича "Теплое дыхание", В. Кравченко "Становление", поэмы А. Белевича и ряд других произведений. Особенно усердствовал в такой "критике" Я. Герцович.
Фольклорист Л. Бараг уже на протяжении многих лет в печатных и в устных выступлениях пытался доказать, что белорусский народ не способен к самостоятельному художественному творчеству. Он клеветал на белорусскую культуру, высмеивал героизм белорусского народа. Ярым формалистом является А. Кучар. Его гнилые эстетские позиции обнаруживаются в работах о Я. Коласе, З. Бядуле, М. Танке.
- Ответственность за все это, - сказал П. Ковалев, - во многом несет Союз советских писателей БССР, который не организовал как следует работу секции критики и драматургии. Повинны в этом и редакции газеты "Лiтаратура i мастацтва", журналов "Полымя" и "Беларусь", предоставлявшие свои страницы для космополитических, формалистических и эстетских статей.
После доклада развернулись оживленные прения.
Театральные критики А. Есаков, В. Карпов и другие охарактеризовали деятельность космополитов М. Моделя, Л. Литвинова и близких к ним В. Головчинера и Е. Романовича, который, работая заведующим литературной части театра имени Я. Купалы, выступал против пьес белорусских драматургов и старался не допускать их к постановке.
- М. Модель, - говорит А. Есаков, - доходил до чудовищных утверждений, будто Мейерхольд является "крупнейшим мастером советского театра". Модель захваливал поставленные в Еврейском театре БССР враждебные пьесы Гольфадена (режиссер В. Головчинер).
Суровому осуждению подвергли выступавшие и деятельность Л. Литвинова, который долгие годы вел борьбу с МХАТ, восставал против реалистического метода К. Станиславского, называя его реализм "бескрылым". Литвинов тоже горячо защищал Мейерхолда, его конструктивизм и биомеханику. Будучи главным режиссером театра им. Янки Купалы, он всячески препятствовал проникновению на сцену советских пьес на актуальные темы. Космополит Литвинов, ставя пьесу Я. Купалы "Павлинка", выхолостив из нее революционное содержание, сделав из спектакля водевиль. Формалист и эстет режиссер В. Головчинер за всю свою деятельность не создал ни одного серьезного спектакля, а ставил только пьесы "развлекательного" характера.
Касаясь критических работ А. Кучара, К. Крапива напомнил собравшимся, что было сделано много замечаний о его работе в газете "Лiтаратура i мастацтва". Но практических выводов из этих замечаний он для себя не сделал. А. Кучар отрицал влияние творчества Горького на Янку Купалу, утверждал, что Кузьма Чорный учился у французских писателей, а не у классиков русской и белорусской литературы.
- Космополиты в фольклористике Бараг и Меерович, - сказал директор Института языка, литературы и искусства при Академии наук БССР В. Борисенко, - вели атаку на белорусскую литературу. Меерович утверждала, что белорусский народ вообще не имеет своего фольклора, а также использует западноевропейские мотивы.
П. Глебка остановился на проявлении космополитизма в языкознании.
В прениях также выступили: А. Кулешов, М. Танк, М. Лыньков, М. Климкович, Ф. Пестрак, Я. Шараховский, В. Агиевич, А. Зарицкий и другие.
В своем выступлении П. Бровка отметил, что космополиты открыто и замаскировано вредили нам. Это не были отдельные случайные ошибки, это была система взглядов. Для Литвинова, Моделя и других юзовские, гурвичи, бояджиевы, варшавские были иконами.
П. Бровка говорил о больших задачах, стоящих перед белорусской литературой и искусством, направленных на борьбу за высокую идейность белорусской советской литературы, за создание произведений, достойных героического советского народа.
Участники собрания выразили свое возмущение выступлениями Я. Герцовича, В. Головчинера, Е. Романовича и А. Кучара, которые всевозможными увертками пытались оправдать себя.
Партийное собрание, прошедшее на высоком уровне, осудило антипатриотическую деятельность безродных космополитов, эстетов и формалистов, наметило пути дальнейшего движения вперед белорусской советской литературы и искусства и призвало всех писателей высоко держать знамя советского патриотизма".
("Литературная газета", 1949, № 21 (12, март), с. 2).

Комментариев нет: