вторник, 5 марта 2019 г.

"Идем мы, взявшись за руки, на площадь у Кремля..."


"...Где с берега Москва-реки 
Видна нам вся земля".


70 лет назад в СССР правильно понял идею Государственный академический Малый театр:
"Обсуждение пьесы А. Софронова "Московский характер"
2 марта в Центральном доме литераторов обсуждались пьеса А. Софронова "Московский характер" и спектакль в Государственном академическом Малом театре. В здоровой творческой обстановке обсуждение шло серьезно, горячо, с подлинно партийных позиций.
Докладчик У. Сурков отметил, что движущее начало пьесы – идея партийности. Автор пьесы показывает закалку коммунистического сознания, воспитание партийного отношения к действительности, торжество советского партийного мировоззрения. В пьесе идет бой с Потаповым за Потапова, чтобы вытравить в этом честном, кое в чем ошибающемся коммунисте последние черты обывательщины. Малый театр блестяще поставил пьесу, потому что коллектив театра правильно понял ее идею.
Е. Сурков указал также на некоторое примиренческое отношение автора к своему отрицательному герою – начальнику планового цеха Зайцеву.
Выступивший затем А. Суров упрекнул докладчика, что тот мало сказал о драматургическом мастерстве А. Софронова, который рискнул создать и создал комедию нового типа, ломающую сложившиеся каноны, старые устои. Это комедия характеров и больших конфликтов.
Народная артистка РСФСР Е. Гоголева взволнованно рассказала о своей работе над ролью в пьесе. – Автор писал с горячим сердцем, - говорит она, - оттого и артисты горячо откликнулись на пьесу. Враги – космополиты, злобно охаивая "Московский характер", хотели вбить клин между актерами и драматургом, но им это не удалось. – Е. Гоголева отметила, что у нее и у других артистов Малого театра растет и крепнет желание играть в современных пьесах. – Мы благодарны партии, - говорит артистка, - которая, расправившись с космополитами, расчистила дорогу к победам великого советского искусства.
Постановщик спектакля народный артист РСФСР А. Дикий говорил о том, что весь коллектив театра с увлечением работал над пьесой. "Московский характер" – новый вид драматургии. Наша драматургия – золотой фонд человечества, она будет изучаться солетиями. В Малом театре уже прошли 64 советских пьесы. Современный репертуар занял прочное, крепкое место, и в этом нам помогла партия.
Вс. Вишневский уделил главное внимание художественным особенностям пьесы. В "Московском характере" каждая реплика рассчитана, все конструктивно связано. Подымая большие этические темы, эта правдивая, идейно насыщенная и многогранная пьеса дает ощущение душевного здоровья, цельности, силы.
А. Софронов говорил о том, как радостно чувствовать, что воздух нашего искусства очищается от злой заразы космополитизма. У всех усилилось желание работать. Каждый писатель, который своим творчеством помогает народу, всегда будет поддержан партийной критикой. Прямые, честные отношения устанавливаются между драматургами и критиками.
А. Софронов выразил большую благодарность Малому театру за то доверие, которое тот оказал его пьесе. Малый театр развивает традиции Островского, драматургию могучего, сильного русского народа. Это правильный путь, хорошая традиция.
В обсуждении пьесы приняли участие К. Финн, Л. Ошанин, П.Тур, В. Пименов, директор Малого театра Л. Шаповалов и другие".
("Литературная газета", 1949, № 19 (5, март), с. 2).

Комментариев нет: