пятница, 20 февраля 2026 г.

"В этом улье хрустальном не будет…"

"… Комнатушек, похожих на клеть.
В гулких залах веселые люди
Будут редко грустить и болеть.
Мы сады разобьем, и над ними
Станет, словно комета хвостат,
Неземными ветрами гонимый,
Пролетать голубой стратостат.
Благодарная память потомка!
Ты поклонишься нам до земли.
Мы в тяжелых походных котомках
Для тебя это счастье несли!"
 

65 лет назад в СССР по временам возникало чувство досады:
"Критика и библиография
Семья Денщиковых
Б. Тимофеев, "Потомки Софрона Денщикова". Очерк. Новосибирское книжное издательство. 1960 г.
Знакомясь с этой небольшой книгой, испытываешь чувство благодарности к автору, задавшемуся целью рассказать о трудовой династии Денщиковых.
Горестная жизнь и смерть главы семьи – Софрона, мрачные картины батраческого детства и юности Константина никого не оставят безучастным. И каждый, читая этот очерк, задумается о том, как счастлива наша молодежь, которая только по книгам да воспоминаниям пожилых людей может себе представить, насколько тяжело и беспросветно было существование простого человека в старые времена.
Суровые житейские испытания, выпавшие на долю Константина прежде, чем он нашел свой прямой путь, работа в железнодорожных мастерских в двадцатые годы, воспитание любви к труду автор сумел показать убедительно. Он просто, без риторических возгласов и красивостей воспроизводит незабываемую романтику одной из строек первой пятилетки — "Сибкомбайна". Зримо встает перед читателем образ десятилетнего Алеши Денщикова — сына Константина Софроновича, который в первые же дни по приезде к отцу на стройку "облазил" все ее площадки.
Намеченные автором вехи повествования интересны и содержательны. Благодаря этому поначалу стараешься не замечать ни некоторой композиционной неслаженности очерка, ни стилистических огрехов, вроде удара "под самое вздошье", полученного одним из героев во время драки.
Но прочитываешь страницу за страницей, и по временам возникает чувство досады. Яркий и самобытный образ передового рабочего Андрея Софроновича Денщикова все-таки остается недорисованным. Во второй половине книги Б. Тимофеев ограничивается лишь редкими упоминаниями о нем. И совсем напрасно. Интересный это человек, и о его жизни хочется узнать больше.
С годами все содержательней и значительнее становится трудовая деятельность Константина Софроновича, а вместе с тем в рассказе о нем автор подчас сбивается на общие места, переходит на скороговорку. Вот, к примеру, как описана та пора, когда Денщиков был выдвинут в начальники бюро изобретений и рационализации: "Здесь он стал другом и помощником беспокойных, деятельных, ищущих людей производства —новаторов" (стр. 82). И это все о столь существенном периоде в биографии главного героя книги!
Особенно не повезло представителям третьего поколения семьи Денщиковых. Читатель запомнил приезд ребятишек и их матери на стройку, где трудился Константин Софронович. Хорошо, что и дальше автор рассказывает о первой любви Алексея, о драме, разыгравшейся в семье Константина-младшего.
Но когда дело касается труда, творческих исканий молодых Денщиковых, Б. Тимофеев не выходит за пределы скупых и невыразительных информационных сообщений.
Алексей кончает техникум, женится на Асе и уезжает в Улан-Удэ "работать и строить новую семью" (стр. 90). Потом в самом конце очерка мельком упоминается о том, что он переехал в Омск, где ему предлагают проектировать систему внутреннего транспорта на новом кирпичном заводе.
Столь же бегло упоминается об отъезде Константина-младшего на Север и о его пребывании там, о том, что Владимир уволился с завода и завербовался на лесозаготовки.
Вскоре вслед за тем Владимир и Константин решили принять участий в освоении целинных земель. Тут можно было ярко и широко показать характеры молодых Денщиковых. Однако их работе и жизни в совхозе автор очерка уделил не более двух страничек текста. Да и написаны эти странички слабее многих других.
Огорчительно, что очерк подготовлен к печати далеко не тщательным образом. "Расправил плечищи", "с сильными ручищами", "он спасовал перед трудностью учиться...", "он на каждую рабочую паузу положил по три заготовки вместо двух" —вот так подчас пишет автор, а редактор издательства т. Яковлева занимает при этом позицию невмешательства.
Эта же позиция сказалась, к сожалению, и в главном. Нужный очерк Б. Тимофеева о потомках Софрона Денщикова стал бы куда интереснее и значительней, если бы автор поработал более обстоятельно над книгой и особенно над томи ее страницами, где речь идет о молодых представителях старой рабочей семьи.
Н. Галин".
("Советская Сибирь", 1961, № 44 (21 февраля), с. 3).

Комментариев нет: