среда, 17 сентября 2025 г.

"Сел бы барин на земле злым Малютой…"

"… Мы б завыли в кабале
Самой лютой".
  

65 лет назад интересное письмо сочинили и отправили на юг Франции советские колхозники:
"Бывшему барину
Ответ колхозников на письмо из Франции
Село Акшуат (Барышский район, Ульяновская область), (ТАСС). Недавно сюда из Ниццы (Франция) пришло любопытное письмо. В нем бывший владелец Акшуатского поместья Н. В. Поливанов пишет:
"Часто на чужбине, где я проживаю уже 42 года, вспоминал я дорогие места на своей родине, где я родился и прожил свои счастливые молодые годы... Теперь мне минуло 73 года, живу на юге Франции и работаю вместе с женой по вышиваний разных соломенных шляп и корзинок".
Далее бывший помещик интересуется: "Кто из наших старых добрых слуг еще жив? Верны ли слухи, что дом наш давно разобран по кирпичам? Что на его месте? Существует ли церковь и проходит ли служба в ней? Правда ли, что в здании конюшни устроен дом отдыха?".
Не очень хотелось колхозникам этого села вспоминать о трудных дореволюционных годах, ворошить в памяти тяжелое прошлое, но они послали ответ во Францию. В своем открытом письме, текст которого опубликован в газете "Ульяновская правда", акшуатцы пишут:
"Гражданин Поливанов! 42 года назад акшуатские крестьяне называли вас барином, вашим превосходительством. Сейчас, если иногда и прозвучит слово "барин", то это насмешка над тем, кто плохо трудится. Давно все это было, о чем вы вспоминаете..."
Далее в письме старожилы говорят о том, каким было прежде село: 130 подслеповатых полуразвалившихся избенок, крытых соломой, кабак, лавка с протухшей селедкой и "николаевской казенкой".
Нужда, повседневная забота о куске хлеба, безземелье. За "благотворительное" строительство церкви и начальной школы "свой пай" крестьяне отрабатывали бесплатной работой на барском покосе и жатве в течение шести лет.
Бывший батрак Поливанова Федор Даниилович Картушин говорит:
— С двенадцати лет пошел работать на барина. С рассвета и дотемна не разгибал спину. А что получал за это? Девять рублей в месяц. А если поденно нанимался — 20 копеек в день.
В сравнении с этим особенно ярка, радостна нынешняя жизнь крестьян, о чем они охотно сообщают автору письма. Акшуата теперь не узнать. В 1931 году в селе организован колхоз "Красная заря". Вместе с другими его создавал бывший батрак Ф. Д. Картушин. Колхозники выстроили себе новые светлые и теплые дома. Сейчас в хозяйстве колхоза — 7 тракторов, 5 комбайнов, 8 сеялок, 4 автомашины. Есть электрифицированный ток, который перерабатывает до 1,5 тысячи центнеров зерна. Колхоз имеет несколько ферм крупного рогатого скота, свиней, овец, птицы. Фермы оборудованы кормокухнями, подвесной дорогой, другими механизмами. Заработок колхозника в среднем от 800 до 1000 рублей в месяц на человека.
Что касается барской усадьбы, то там сохранилось одно каменное здание, которое никто по кирпичам не разбирал. После перестройки в нем организован дом для престарелых. Отдыхающие там находятся на полном государственном обеспечении. Многие из них тоже любят заниматься вышиванием, но делают они это только ради развлечения. В верхнем и нижнем парках построены два пионерских лагеря для отдыха детей колхозников и рабочих района. Конюшня развалилась, и фундамент ее использован под другое здание. Церковь по желанию жителей закрыта и используется под склад с зерном.
Жители села посещают новый клуб, где почти каждый день демонстрируются кинофильмы, колхозники пользуются богатой библиотекой. В Акшуате выписывается 311 газет и 137 журналов. В селе есть и хорошая школа. В ее светлых и просторных классах обучаются 200 детей. Для тех, кто работает, открыта вечерняя школа.
В заключение письма говорится: "Мы теперь не "старые, добрые слуги", а хозяева — строители новой, счастливой жизни на земле, где навсегда покончено с эксплуатацией людей".
("Вечерний Новосибирск", 1960, № 221 (16 сентября), с. 3).

Комментариев нет: