пятница, 13 декабря 2024 г.

"Советская наша держава…"

"… Ты братских народов семья.
Советская наша держава,
Да здравствует правда твоя!"


65 лет назад безнадежен был путь диверсанта и шпиона по советской земле:
"Кино
"Незваные гости"
Ночью по улице большого западноевропейского города медленно идет человек. У него опущены плечи, усталая походка. Остановившись возле ресторана, он колеблется — войти или не войти. Входит. Чуждый и безучастный к хмельному веселью, проходит он в дальний угол зала, к столу, за которым сидят четверо мужчин.
— Ну как, ты нашел работу? — усмехаясь, спрашивает один из них.
— Нет.
— Ну?
— Я согласен...
Правдивой и выразительной сценой начинается фильм "Незваные гости", поставленный Таллинской киностудией, фильм о том, как четверо шпионов, завербованных одной из иностранных разведок среди эмигрантского отребья, однажды ночью высаживаются на советский берег и что из этого получается.
У фильма несколько необычная история. Все, о чем в нем повествуется, действительно произошло в Эстонии, где в свое время была обнаружена и ликвидирована шпионская организация. Два советских журналиста Г. Боровик и А. Новиков, идя по следам реальных событий, написали документальную повесть.
Теперь эти события перенесены на экран.
Безнадежен путь диверсанта и шпиона по советской земле. Охрана границ, охрана государства, всех его богатств у нас — дело не только пограничников, органов государственной безопасности, милиции, а и любого советского гражданина, чувствующего себя хозяином всей своей земли.
Отец и брат шпиона Вальтера (актер Ю. Ярвет) — рыбаки. Уходя за границу, он оставил их людьми, настороженно, неприязненно относящимися к Советской власти. Он даже и не сомневается, что найдет у них поддержку. Но уже брат, приютивший его, настаивает на том, чтобы он зарегистрировался в милиции. Вальтер уговаривает отца бежать за границу. С горечью слушает старик эти уговоры, чувствуя, чтог теряет своего вновь обретенного сына, и сурово советует ему идти с повинной, пока тот "что-нибудь не натворил". В страхе, как затравленный волк, бежит Вальтер в Таллин, в город своей юности. Там он постепенно убеждается в лживости всех эмигрантских россказней. И он приходит с повинной.
У другого разведчика—Фреди (актер В. Труве), казалось бы, еще более верная "явка".  Лесник Репс (актер X. Лаур) — человек реакционных убеждений, один из тех, кто перед освобождением Эстонии от гитлеровских оккупантов был завербован иностранной разведкой как агент-резидент, получил у нее деньги, дал соответствующие расписки. Фреди идет к нему не таясь. Но годы, прошедшие с тех пор, переделали даже старого Репса. Он не хочет помогать врагу своей Родины.
Финал фильма, заключительный удар, который наносится всей шайке вновь переброшенных шпионов, воспринимается как логическое завершение этой обреченной вылазки.
В рецензии В. Миронова в журнале "Советский экра" интересный, увлекательно развертывающийся фильм этот назван детективным. Такое определение кажется мне неверным. Детективные, гангстерские фильмы, выпускаемые в США, характерны нагромождением бессмысленных приключений, погони, драк, убийств. Они похожи один на другой, как стертые монеты. Это не искусство и даже не его тень.
Отдельные попытки перенести детективный жанр в наше кино, в нашу литературу не вызвали поддержки у читателей и зрителей и закономерно подвергались осуждению со стороны нашей общественности. Поэтому само определение "детективный" обидно для фильма "Незваные гости".
Сюжет и образы его пришли из жизни, при всей необычности и остроте воспроизведенных в нем эпизодов он отразил весьма типичную судьбу одной из шпионских групп, переброшенных на советскую землю. Отсюда правдивость и увлекательность ситуаций, отсюда живость ряда образов, и в особенности образа лесника Репса — тугодума, не прямым и не легким путем пришедшего к новому осознанию своего счастья и гибнущего в борьбе с врагом Советской власти, против которой он когда-то боролся и сам. Жизнен и образ рыбака Андреса, в котором так зримо борется любовь к брату с гражданским долгом.
Есть в фильме и недостатки. Главный из них — в трафаретности некоторых сцен. Что-то подобное мы уже не раз видели в других фильмах. И все-таки в целом это удача сценаристов, режиссера И. Ельцова, актеров Таллинской киностудии. Их удача в том, что, делая фильм остро приключенческий, они избежали всего, что присуще заокеанским детективным картинам. Идейный смысл, правда жизни не принесены в жертву остроте ситуаций. У зрителя ни на миг не зарождается сомнения в том, что это так и было. А конец фильма, повторяющий его начало, завершающийся в том же ночном ресторане, где уже не Вальтер, а какой-то другой доведенный до отчаяния безработный дает согласие стать диверсантом, звучит как предупреждение о том, что борьба продолжается, звучит как призыв к бдительности.
В заключение хочется сказать несколько слов в защиту приключенческого жанра вообще. Рассердившись на попытки возродить у нас в литературе и кино детективный жанр, в чем, разумеется, они правы, иные критики стали ставить под сомнение и жанр приключенческий, что совершенно неправильно. Приключенческий жанр — один из плодотворнейших в кинематографии. Юность советского кино, ее первый расцвет ознаменованы такими остро приключенческими фильмами, как "Красные дьяволята", "Потомок Чингис-хана"; такими приключенчески-памфлетными произведениями, как "Процесс о трех миллионах", "Праздник святого Иорген", "Мисс Менд".
Наши годы, годы грандиозных замыслов и великолепных свершений, годы спутников, искусственных планет, великих научных открытий —эти годы исканий, насыщенные героизмом самого высокого накала, дают небывалый материал для создания отличных приключенческих фильмов, фильмов, остро увлекательных по форме, открывающих необычайные ситуации, рассказывающих о таких подвигах, которые вчера казались фантастикой, а сегодня стали былью.
Б. Полевой".
("Правда", 1959, № 347 (13 декабря), с. 6)
.

Комментариев нет: