"… Ты
братских народов семья.
Советская наша держава,
Да здравствует правда твоя!"
Советская наша держава,
Да здравствует правда твоя!"
"Кино
Ночью по улице большого западноевропейского города медленно идет человек. У него опущены плечи, усталая походка. Остановившись возле ресторана, он колеблется — войти или не войти. Входит. Чуждый и безучастный к хмельному веселью, проходит он в дальний угол зала, к столу, за которым сидят четверо мужчин.
— Ну как, ты нашел работу? — усмехаясь, спрашивает один из них.
— Нет.
— Ну?
— Я согласен...
Правдивой и выразительной сценой начинается фильм "Незваные гости", поставленный Таллинской киностудией, фильм о том, как четверо шпионов, завербованных одной из иностранных разведок среди эмигрантского отребья, однажды ночью высаживаются на советский берег и что из этого получается.
Теперь эти события перенесены на экран.
Безнадежен путь диверсанта и шпиона по советской земле. Охрана границ, охрана государства, всех его богатств у нас — дело не только пограничников, органов государственной безопасности, милиции, а и любого советского гражданина, чувствующего себя хозяином всей своей земли.
У другого разведчика—Фреди (актер В. Труве), казалось бы, еще более верная "явка". Лесник Репс (актер X. Лаур) — человек реакционных убеждений, один из тех, кто перед освобождением Эстонии от гитлеровских оккупантов был завербован иностранной разведкой как агент-резидент, получил у нее деньги, дал соответствующие расписки. Фреди идет к нему не таясь. Но годы, прошедшие с тех пор, переделали даже старого Репса. Он не хочет помогать врагу своей Родины.
В рецензии В. Миронова в журнале "Советский экра" интересный, увлекательно развертывающийся фильм этот назван детективным. Такое определение кажется мне неверным. Детективные, гангстерские фильмы, выпускаемые в США, характерны нагромождением бессмысленных приключений, погони, драк, убийств. Они похожи один на другой, как стертые монеты. Это не искусство и даже не его тень.
Есть в фильме и недостатки. Главный из них — в трафаретности некоторых сцен. Что-то подобное мы уже не раз видели в других фильмах. И все-таки в целом это удача сценаристов, режиссера И. Ельцова, актеров Таллинской киностудии. Их удача в том, что, делая фильм остро приключенческий, они избежали всего, что присуще заокеанским детективным картинам. Идейный смысл, правда жизни не принесены в жертву остроте ситуаций. У зрителя ни на миг не зарождается сомнения в том, что это так и было. А конец фильма, повторяющий его начало, завершающийся в том же ночном ресторане, где уже не Вальтер, а какой-то другой доведенный до отчаяния безработный дает согласие стать диверсантом, звучит как предупреждение о том, что борьба продолжается, звучит как призыв к бдительности.
В заключение хочется сказать несколько слов в защиту приключенческого жанра вообще. Рассердившись на попытки возродить у нас в литературе и кино детективный жанр, в чем, разумеется, они правы, иные критики стали ставить под сомнение и жанр приключенческий, что совершенно неправильно. Приключенческий жанр — один из плодотворнейших в кинематографии. Юность советского кино, ее первый расцвет ознаменованы такими остро приключенческими фильмами, как "Красные дьяволята", "Потомок Чингис-хана"; такими приключенчески-памфлетными произведениями, как "Процесс о трех миллионах", "Праздник святого Иорген", "Мисс Менд".
Б. Полевой".
Комментариев нет:
Отправить комментарий