"... Песням
праздничным, веселым,
По Советской Украине,
По родным днепровским селам!"
По Советской Украине,
По родным днепровским селам!"
70 лет назад в СССР сложным и глубоким был конфликт пьесы "Днепровские звезды":
"Театр
На сцене Киевского театра имени Ив. Франко с успехом идет спектакль "Днепровские звезды" Якова Баша.
Спектакль правдиво и ярко рассказывает о героических подвигах людей, возрождавших Днепрогэс, разрушенный фашистскими захватчиками, о том, как советский народ поднимался на восстановление народного хозяйства.
Среди первых энтузиастов мы видим тетку Настю — энергичную, неутомимую женщину с волевым характером. Она работала на Днепрострое еще в двадцатые годы и теперь привела с собой бригаду девушек, будущих бетонщиц, и подростка сына. Здесь и Панас Захарович, старый такелажник, в недавнем прошлом партизан-ковпаковец, и парторг Степан, герой битвы за Сталинград; тут и инженер Вачнадзе, приехавший на всенародную стройку из Грузии, и башкирская девушка Гали. Герой обороны Ленинграда Волошин, тульский плотник Хомич и многие другие советские люди пришли сюда с единой целью — отдать все свое уменье, все свои силы и энергию для быстрейшего восстановления Днепровской гидростанции.
Прибывшим на Днепрогэс открылась картина страшного разрушения. Глыбы бетона подорванной плотины, как дикие утесы, стояли на берегах Днепра. Скрученные балки, обгорелая арматура, вывороченные турбины, словно мертвые чудовища, лежали среди щебня и пепла. Еще взрывались мины и фугасы замедленного действия, оставленные злобным врагом.
Нехватало людей, механизмов, транспорта, строительных материалов, не было жилищ для рабочих. Но все эти трудности не могли остановить советских людей.
Прежде всего нужно было соорудить временную дамбу, которая защитила бы котлован строительства от весеннего паводка. Проект дамбы уже был разработан старым специалистом Светловидовым. Безупречный с научной точки зрения проект требовал для своего осуществления сотен вагонов леса, металла, бетона, огромных материальных затрат и много времени. Начальник строительства Бережной, инженер-новатор, выдвигает свой проект: построить дамбу из бетона разрушенной плотины. Проект Бережного горячо поддерживают партийная организация и коллектив строителей. Профессор Светловидов видит в замысле Бережного только "опасную авантюру" и вступает в яростную борьбу против нового проекта. Нарастает сложный и глубокий конфликт.
Ущемленное самолюбие старого ученого приводит его к тому, что борьба против смелого проекта Бережного переходит в личную вражду к начальнику строительства. Эту вражду разжигает мелкий карьерист и подхалим инженер Грозный.
Чувствуя за собой поддержку огромного коллектива строителей, понимая важность и государственное значение своего замысла, Бережной настойчиво преодолевает трудности, а также сопротивление ученого совета наркомата, защищающего проект Светловидова. В самый ответственный момент, когда преждевременно наступивший паводок грозит прорвать еще не законченную дамбу и затопить котлован строительства, раскрылась всепобеждающая сила советского коллектива.
Третий акт спектакля, в котором показана героическая борьба строителей со стихией, насыщен огромным драматизмом. Здесь с предельной полнотой раскрываются характеры действующих лиц. Разразилась гроза. Волны захлестывают дамбу, и, кажется, надвигается катастрофа. В этот момент Бережной узнает о том, что на фронте погиб его сын Сергей, капитан Советской Армии. Превозмогая личное горе, он находит в себе силы исполнять долг руководителя-коммуниста, с неослабевающей энергией ведет за собою людей.
Подлинный героизм проявляет и тетка Настя, спустившаяся с прорабом Штанько в бушующий Днепр для обследования дамбы. С гневом и презрением она останавливает трусливо бегущего с дамбы Грозного, который пытался посеять панику среди рабочих. Комсорг Наташа, рискуя жизнью, налаживает оборванную бурей электролинию. Инженер Вачнадзе, монтажник Волошин, молодой моторист Федя, водолаз Степан и многие другие строители дамбы объединены стремлением предотвратить катастрофу.
Здесь Светловидов увидел, на что способны советские люди, и понял, как был прав Бережной, безгранично верящий в народ. Ученый нашел в себе силы признать свою неправоту и включился в общую борьбу со стихией.
Конфликт пьесы "Днепровские звезды"— сложный и глубокий. В нем сталкиваются несколько активно действующих сил. Происходит борьба между консервативным ученым-теоретиком и смелым инженером-новатором, вскрывается сущность взаимодействия личности и коллектива, показана борьба человеческих характеров и борьба людей со стихией. Все эти конфликты типичны и характерны для нашей советской действительности, поэтому спектакль глубоко волнует зрителей.
Театр вместе с автором много и серьезно работал над спектаклем. Пьеса Якова Баша была названа автором героической драмой, и режиссер заслуженный артист УССР В. Ивченко поставил спектакль именно в этом героическом плане. Большой удачей режиссера можно считать то, что за действующими лицами на протяжении всего спектакля ощущается незримое присутствие главного героя пьесы —огромного коллектива строителей.
Успеху спектакля во многом способствовало мастерски выполненное оформление художника В. Борисовца.
К участию в спектакле театр привлек лучшие актерские силы.
Образ Бережного, человека богатой и светлой души, волевого руководителя и смелого новатора, правдиво и глубоко раскрыл народный артист УССР В. Добровольский. Бережной выведен драматургом не только как общественный деятель и руководитель, но и как чуткий товарищ, горячо любящий отец и муж, человек высоких моральных качеств. Это дало возможность В. Добровольскому создать волнующий и запоминающийся образ положительного героя нашего времени. Образ профессора Светловидова, пожалуй, самый сложный и противоречивый в пьесе. Потребовалось большое мастерство художника для убедительного раскрытия и передачи этого образа. Народный артист СССР Ю. Шумский справился с задачей. Светловидов, созданный Шумским, вызывает по мере развития действия то сочувствие, то возмущение, то радость у зрителей, когда он, наконец, признает правоту Бережного.
Героический образ советской женщины, вынесшей на своих плечах тяготы военных лет и теперь отдающей все силы мирному строительству, создала народная артистка УССР П. Нятко в роли тетки Насти.
Роль Наташи, организатора молодежи, удалась заслуженной артистке УССР О. Кусенко.
Творческой удачей является также образ прораба Штанько, созданный артистом Г. Нелидовым. С удовлетворением принимают зрители игру заслуженного артиста УССР М. Яковченко в роли старого такелажника Панаса Захаровича. Запоминается игра артистов Н. Мищенко (Гали), А. Дрынивны (Варвара Семеновна); С. Фещенко (Вачнадзе), П. Пасеки (Волошин), Л. Жуковского (Степан), А. Омельчука (Алеша) и К. Кульчицкого (Федя).
Драматургически нераскрытым и незавершенным остается образ провокатора Грозного. Проявивший себя в третьем действии как трус, шкурник и паникер, этот человек внезапно исчезает из пьесы, не будучи ни окончательно разоблаченным, ни изгнанным.
Обедненным и схематичным получился в пьесе Зорин —вначале член военного совета, а затем секретарь обкома. В нем не чувствуется страстного партийного руководителя, вдохновляющего народ на героический труд. Не удался этот образ также и народному артисту УССР П. Сергиенко, играющему Зорина несколько формально и сухо.
Не завершена сюжетная линия капитана Сергея Бережного. Зрители остро переживают его гибель, и внезапное появление Сергея в финале спектакля требует более глубокого и логического оправдания. Слабый в художественном отношении образ Сергея Бережного не дал достаточного материала для работы актера (заслуженный артист УССР В. Дашенко).
Четвертый, последний акт спектакля оказался композиционно оторванным от всего предыдущего действия. Он напоминает скорее эпилог, чем последний акт, где должны завершаться все сюжетные линии пьесы.
Автор вместе с коллективом театра продолжает работу над дальнейшим совершенствованием пьесы. Принципиальная критика, правильно воспринятая драматургом и театром, уже помогла исправить ряд существенных недостатков. Спектакль "Днепровские звезды" является творческой удачей писателя и театра.
Платон Воронько".
Комментариев нет:
Отправить комментарий