понедельник, 28 марта 2022 г.

"Касаясь трех великих океанов, она лежит, раскинув города…"

"… Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда".


 
75 лет назад в представлении советских людей Смит оставался победителем в борьбе с Макферсоном:
"Театр
"Русский вопрос"
Спектакль в Ленинградском Большом драматическом театре имени А. М. Горького
Много лет назад великий Горький словами героя пьесы "На дне" Сатина заклеймил подлый нравственный закон капиталистического общества. "Ложь, — говорил Сатин, — религия рабов и хозяев... Правда— бог свободного человека!"
В пьесе "Русский вопрос" Константин Симонов рассказал о драматической судьбе американского журналиста, попытавшегося написать правдивую книгу о Советском Союзе. Герой пьесы — Гарри Смит не пожелал выполнить заказ своего хозяина Макферсона, которому для его грязной политической игры нужно было, чтобы появился очередной лживый пасквиль на страну социализма. Лгать Гарри Смиту предлагалось за хорошую плату, за благополучную, обеспеченную жизнь, за собственный комфортабельный дом, за солидный текущий счет в банке. Зато правда, которую предпочел Смит, обошлась ему очень дорого: он остался без дома, без хлеба, от него ушла жена.
В большой беде оставляет драматург Гарри Смита к финалу пьесы, и все же Смит остается в нашем представлении победителем в борьбе с Макферсоном. Разоблачая хитроумную, усовершенствованную механику лжи, подкупа и
многотиражной клеветы, с помощью которой могущественные воротилы сегодняшней Америки, да и не только Америки, пытаются ослабить неуклонно растущий авторитет Советского Союза, Смит вместе с тем показывает, как прозревают честные и подлинно передовые американцы. Не только чувство собственного достоинства, не только совесть, но и здравый смысл заставляет Гарри Смита говорить правду о Советском Союзе. Смит понимает, что его народ и страна только выиграют от того, что узнают всю правду о СССР.
Пьеса К. Симонова овеяна живым, горячим дыханием времени. Писатель создал злободневное, в самом хорошем значении этого слова, произведение. Пьеса его правдива своими ясными и последовательными обобщениями, широтой охвата темы, точностью изображения. Она правдива потому, что показывает за горестной судьбой Гарри Смита непобедимую силу правды, которой не может противостоять тяжелая и беспощадная машина лжи, управляемая макферсонами.
"— Вышеупомянутый Смит, — говорит о самом себе герой пьесы, — попробует начать свою жизнь с начала... Вышеупомянутый Смит долго и наивно думал, что есть одна Америка. Сейчас он знает — Америк две".
Задача театров, работающих над "Русским вопросом", как-раз и заключается в том, чтобы не свести пьесу к картине разорения и изломанной жизни Смита, а раскрыть ее главную тему.
В этом отношении работа Ленинградского Большого драматического театра имени А. М. Горького (постановка З. Аграненко, художник В. Шестаков, композитор А. Голубенцев) оказалась успешной. В первую очередь это относится к образу самого Гарри Смита, роль которого исполняет Б. Фрейдлих. Актер предложил в известной степени полемическое решение роли, направленное против традиционной на театральной сцене фигуры американца: спортсмена, здоровяка, свободного от всяких психологических переживаний. Фрейдлих играет человека очень мягкого, внешне спокойного. Его Смит с виду немного застенчив, ребячлив и даже наивен, но у него чистая и мужественная душа. И в финале пьесы актер дает выход страстному гневу Смита, его зрелому мужеству и решимости. Последнюю сцену пьесы актер ведет с большим внутренним убеждением и драматической силой.
В острой и интересной сценической манере играет Макферсона артист В. Полицеймако.  В этом холодном и беспощадном дельце-хищнике автор умело и тонко подчеркивает злой и опасный ум, выдержку и своеобразную проницательность. Образ подтянутого, розовощекого, подлого старика, созданный Полицеймако, верен потому, что сатирический смысл его раскрыт средствами последовательно-реалистического искусства.
Колоритен в спектакле образ друга Смита— Боба Морфи (А. Жуков). Внутренне опустошенный,  раздавленный жизнью человек, Морфи поставил крест на собственном будущем. Работа у презираемого им Херста кормит его, и он глубоко убежден: "что бы он ни писал, мир не станет от этого ни лучше, ни хуже". Философия невмешательства, которую он сам себе придумал,— это только способ скрыть свое бессилие, свою душевную усталость и неспособность к борьбе.
Убедительны в спектакле отдельные эпизодические фигуры — издатель Кесслер (А. Богдановский), редактор левой газеты Вильямс (В. Софронов), журналист Престон (С. Карпович-Валуа). Каждый из этих людей суб’ективно готов признать правоту Смита, зато об’ективно  они — пешки в руках Макферсона, зависимые от него, лишенные какой бы то ни было самостоятельности. Менее удачны в спектакле ближайший помощник Макферсона Гульд, образ которого артист Н. Корн трактует очень поверхностно, и репортер Харди, в нарочито искусственной
манере изображенный артистом С. Пономаренко. Привлекательный образ передовой, умной американки Мег обескровлен экзальтированным обликом, приданным ему актрисой А. Никритиной. В жертву сценической характерности принесено главное и основное в Мег — ее целостность, умственная убежденность, ясное и здоровое отношение к жизни.
Важное место в пьесе К. Симонова занимает образ Джесси. Она непритворно любит Смита и все же оставляет его в самую тяжелую для него минуту. Мир ее мал и узок. Она не желает примириться с нищетой, нависшей над их будущим. Но она понимает, что обида за отнятое счастье тяжелым камнем ляжет на их отношения. Точно так же понимает она, что инстинкт, заставляющий ее уйти, жалок и безобразен. И то, что она это осознает, больше всего характеризует ее беспомощную, убитую жизнью душу. Роль эта, по всей видимости, не в данных артистки З. Карповой. Джесси, задуманной драматургом, в спектакле нет.
Не все одинаково удовлетворяет в работе театра. Слабо решена, например, сцена в баре из первого акта, примитивная и шаблонная как по атмосфере, так и по внешнему оформлению. Не все роли, как уже было сказано, исполнены одинаково хорошо. И все же спектакль этот должен быть зачислен в несомненный актив Большого драматического театра. Он показывает ту напряженную и трудную борьбу, которую приходится вести передовым людям капиталистических стран за право быть честными, за право говорить правду. В судьбе Гарри Смита зрители "Русского вопроса" видят, как прозревают лучшие люди Америки, перестающие верить макферсонам, гульдам и с презрением отворачивающиеся от грязной и подлой клеветы. Спектакль, несомненно, будет принят зрителями с интересом.
С. Цимбал".
("Известия", 1947, № 74 (28 марта), с. 4).

Комментариев нет: