воскресенье, 29 марта 2009 г.

"Я культурно проводил воскресенье..." - 64

Кому-то тель-авивский баухауз, что считается разновидностью интернационального архитектурного стиля, радует взор, а мне - только слух. Местечкин, Берлины, Магидовичи, Рехтер, Авербух, Бернштейн – говорите, говорите... Бергер и Мандельбаум, дом нумер 16 дробь 18 по улице Джордж Элиот – просто праздник безродной космополитской речи, получай, фашист, гранату! Но сегодня – не о Мандельбауме, не о Бергере, а об этом самом Джордже... Иветта, Лизетта, Мюзетта, Жанетта, Жоржетта... Конечно, идеология любого большого города редко дозволяет культурке что-нибудь "за так", поэтому и заграничный псевдоним названия тихой улицы – дань не только писательскому таланту англичанки Мэри Энн Эванс, но и её, как говорится, общественной позиции, заслуживавшей, безусловно, не одной отметки в ближневосточном муниципальном хозяйстве. Вот и в Хайфе есть улица Джордж Элиот - спасибо, дорогая Мэри Энн, за роман "Дэниэль Деронда", вышедший в свет в 1876 году, когда Жанетт Герцль, урожденная Диамант, ещё приобщала сына Теодора к немецкой культуре и языку. А вот разговор с Элиот и об Элиот по-русски, начатый очерком Лидии Карловны Давыдовой "Джордж Элиот: Ее жизнь и литературная деятельность" ещё в 1891 году *) и множеством когда-то изданных в России книг, прошёл мимо огромного большинства читателей в СССР. Роман "Сайлес Марнер", выпущенный в 1959 году Гослитиздатом в новом переводе, лежал себе где-то во глубине библиотечных полок и даже показ по советскому телевидению спустя почти тридцать лет его трогательной экранизации с Беном Кингсли в главной роли – не погнал зрителей на поиски первоисточника. Преданный другом несчастный ткач отогревает душу, погружённую на 15 лет в одиночество и накопление денег, благодаря девочке-найдёнышу, названной Эппи в честь его покойной матери, что носила имя Хефциба – кстати, пламенный литературный привет от Мэри Энн участникам самой известной израильской домостроительной аферы последних лет **). Роман Джордж Элиот "Миддлмарч" может стать настоящим художественным событием для того, кто откроет его сегодня впервые. Проза неторопливая, тонкая, точная и остроумная заставит горько пожалеть о том, что столько лет прошло в жизни без чтения книг Элиот. Тот, кому охота узнать, как же оно так вышло, может обратиться к статье Б.Проскурина из Пермского университета "Почему Джордж Элиот недооценена в современной России, или О пользе зарубежного взгляда на российскую англистику"***). Хотя описания финансовых обстоятельств действующих лиц и слово "деньги" встречаются в "Миддлмарче" множество раз, взгляды самой Джордж Элиот на богатство менялись так же, как её отношение к железным дорогам. Последние представлялись ей то зловещими спутниками прогресса, разрушающими чудесный патриархальный пейзаж деревенской Англии детства, то замечательными свидетельствами улучшения жизни и роста могущества Империи, достойными вложения в них средств и извлечения немалой прибыли, обеспечившей ей вместе с литературными заработками возможность не испытывать никакой материальной нужды. Гонорар за роман "Мельница на Флоссе" положил начало инвестициям Элиот в ценные бумаги. В 1860 году были куплены за 1825 фунтов первые 95 акций Great Indian Peninsular Railway. Индийское железнодорожное направление её империалистической мысли было поддержано покупкой акций Madras Railway, австралийское направление - Scottish-Australian Investment Co., южно-африканское - акциями Cape Town Rail, железнодорожной компании, проложившей линию прямо к Кимберли, где разгоралась алмазная лихорадка. Среди вест-индских и американских компаний, акциями которых владела Элиот, были и Colonial Bank, ставший затем Barclays, а позже - Republic Bank, и San Francisco Bank, и Continental Gas, и Great Western of Canada, и Buenos Ayres Great Southern Railroad. Интерес к будущему колониальной торговли привёл к покупке акций East and West India Docks и London Docks. Не обошла Элиот вниманием и британские ценные бумаги – родные консоли, Regent's Canal ****). После смерти горячо любимого ею Джорджа Генри Льюиса, "журналиста в философии и философа в журналистике", рядом с которым Мэри Энн была четверть века, она – неожиданно для всех - вышла замуж за американского банкира и многолетнего советчика во всех её инвестициях Джона Уолтера Кросса. С ним она прожила чуть больше семи месяцев - с 16 мая по 22 декабря 1880 года, когда её не стало.

*) http://edu.novgorod.ru/data/educat/lib/8/2/00882/DAVIDO6.RAR?nowrap=1
**) http://pravo.israelinfo.ru/news/7197
***) http://magazines.russ.ru/voplit/2005/2/pro11.html
****) Henry, Nancy. George Eliot and the British Empire.- Cambridge University Press, 2002.- pp.75, 77, 97, 141.

Комментариев нет: