суббота, 28 августа 2021 г.

"Здесь укрывалась дрофами степными офицерня до роковой поры…"

"…Здесь разгорались в сумраке и дыме
Привольные чумацкие костры.
Вся эта нечисть наполняла села,
По самоварам самогон гудел,
Но вот Котовский с конницей веселой
Ударил пикой, пулей просвистел".


 
70 лет назад под рядом строк поэтов советской Молдавии охотно поставил бы свою подпись любой враг молдавского народа:
"О крупных недостатках в творчестве молдавских поэтов
За время, прошедшее после исторических постановлений ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам, молдавская советская литература и, в частности, молдавская поэзия достигли некоторых успехов. Это особенно наглядно показывают созданные за последние годы такие крупные поэтические произведения, как "Похоарнеле" Б. Истру, "Страна моя" Е. Букова, "Краснодон" Л. Деляну, "Дружба" Ф. Пономаря, "Ростки"» А. Гужеля, воспевающие дела и думы советского человека — строителя коммунизма.
Отрадно отметить, что ряды молдавских поэтов непрерывно пополняются способной, талантливой молодежью. И тем не менее наряду с этими положительными явлениями существует определенное отставание молдавской поэзии от возросших требовании читателя. В творчестве ряда поэтов Молдавии не изжиты еще серьезные недостатки и ошибки.
Жизнь молдавскою народа, согретая солнцем Сталинской Конституции, стала подлинно светлой и радостной. Эту радость жизни, радость свободного  творческого труда поэты нашей республики еще недостаточно отражают в своих произведениях. Взоры многих из них часто приковывают к себе "кудлатые облака", "вспененные черешни", «кипение шипучего вина в хрустале", а не творческий труд советского человека и его героические дела. Во многих стихах часто присутствует лишь "дыхание ветра", но мало дыхания нашей боевой современности.
Перед нами сборник стихов Богдана Истру "В авангарде", вышедший в нынешнем году. В этом сборнике рядом со стихотворениями, читая которые ощущаешь горячее дыхание современности, немало стихов легковесных, поверхностных. Так, в стихотворении «Чобэняскэ» автор воспевает "рассыпающиеся где-то большие турны красивых овец", "красивые глаза возлюбленной" и т. п. Но за всеми этими "красивостями" не видно человека.
В другом стихотворении —"Стройка" Б. Истру о самом главном—о человеке, трудом своим воздвигаются величественные здания, говорит также поверхностно, мимоходом. Поэт заметил лишь девушку-строителя "с кристальным голосом", которую он "где-то видел случайно через окно".
Богдан Истру —один из лучших молдавских писателей старшего поколения, и эти его стихи свидетельствуют о том, что поэт снизил требовательность к своему творчеству, не изжил до конца имевшиеся у него в прошлом формалистические ошибки.
Особенно досадны явные идейные срывы в творчестве поэта. Вот что, например, пишет он в стихотворения "Сталинград":
         "Русский защищает свою новую избу,
         Грузин —свой аул,
         А казах,—хороший сын степей,—
         Песни акына Джамбула.
         За Днепр сражаются украинцы,
         Молдаване —за Кишинев..."
Трудно представать себе более искаженное понимание идеи дружбы советских народов! Стихотворение "Сталинград" —образчик национальной ограниченности, отсутствия ясного понимания величайшего значения Сталинградской битвы в истории Великой Отечественной войны, в освободительной борьбе всех народов против гитлеризма.
Перу молодого способного поэта Петра Дариенко принадлежит ряд удачных баллад и песен, но и в его творчестве обнаруживаются серьезные недостатки. Несколько стихотворений П. Дариенко посвятил Молдавии, ее расцвету в годы советской власти. Но как раз именно эти стихи —"Молдавия моя", "Молдавия, ты для меня сладкая песня", "На струнах сердца, дорогая моя страна"—заслуживают наибольших упреков. В них трудно обнаружить признаки нашего времени,  социалистических преобразований, происшедших на молдавской земле. Стихи бездумны и аполитичны.
Поэт Ю. Баржанский издал сборник стихов "Дорога к счастью". Читая этот сборник, чувствуешь, что поэзия Баржанского несет на себе налет безразличия бесстрастного, поверхностного описания жизни, а подчас и аполитичности. Особенно порочны включенные в сборник стихи "Зоя" и "Молодая земля". В стихотворении "Зоя" вместо того, чтобы показать величие подвига советской патриотки, автор с декадентским цинизмом разглагольствует о "нецелованных губах".
В стихотворении "Молодая земля", посвященном радостному для всего  молдавского народа событию —освобождению от ига румынских бояр, Баржанский вдруг впадает в меланхолию:
     "И почему содрогается все существо,
     И по чем я тоскую, не могу понять...
     Дождь и ветер и безбрежность
     Поют веснам в степях..."
Да понимает ли поэт, чьи "чувства" и "переживания" он здесь выражает? Неужели ему не ясно, что под этими строками охотно поставит свою подпись любой враг молдавского народа.
Полно пессимизма и стихотворение Леонида Корняну "К Днестру". Приводим это стихотворение полностью:
      "Блуждал я по чужой земле.
     Ходил в чужое море.
     И Днестр стонал в туманной мгле,
     Взывал ко мне в просторе.
 
     Мы с ним прощались много раз,
     Опять сводили годы.
     И обвенчало время нас
     Ветрами непогоды.
 
     И если вдруг придет тоска,
     Навеет грусть долина:
     Я слышу, Днестр издалека
     Зовет меня, как сына.
 
     К нему спешу, над ним стою,
     Тревоги странной полный.
     И далеко тоску мою.
     Шумя, уносят волны..."
Читателю остается спросить поэта, что же ввергло его в такую безысходную меланхолию и куда, к каким берегам тоску Леонида Корняну, "шумя, уносят волны"...
Говорить открыто, во весь голос о подобных ошибках в молдавской поэзии нужно не только потому, что они присущи как творчеству некоторых молодых, так и "маститых" поэтов, но и потому, что в результате приятельских отношений эти идеологические вывихи замалчиваются критиками, "сглаживаются" переводчиками.
Только обстановкой взаимного замалчивания ошибок можно объяснить тот факт, что в течение ряда лет могло перепечатываться из сборника в сборник аполитичное стихотворение Е. Букова "Тоскую по стране черешен". Вот о чем, оказывается, грустил поэт в тяжелые для Родины дни кровопролитной борьбы с фашизмом:
     "Тоскую по стране черешен.
     Тоскую по шуршанию родника.
     Тоскую по дойне гайдуков.
     Тоскую по прадедовскому наречию".
Поэт Буков нередко такие высокие чувства и понятия, как любовь к Родине, советский патриотизм, сводит к чисто внешним чертам. Так, его стихотворение "Родина" явно смахивает на анатомическое описание возлюбленной, ибо, по его словам, он любит Родину за то, что она "высокая, молодая, сильная и красивая". В своей "Застольной" поэт опять-таки прославляет не Родину, а "бессмертье любви", "хозяюшек славных", "блеск глаз" и т . п.
У Емилиана Букова есть стихотворение "Край зеленолистый", в котором автор пытается дать поэтический образ советской Молдавии:
     "Тают в небе косяками
     Журавли, весну пророча.
     Не далеко и не близко
     Край, обрызганный росою.
     Если ты о нем тоскуешь,
     Станет край волшебный близким,
     Словно собственное сердце, —
     Навестим его скорей".
Поэту Михаилу Исаковскому перелетные птицы подсказали "Песню о Родине", исполненную чувства горячего советского патриотизма. Какие же чувства подсказывают "тающие в небе" косяки журавлей Е. Букову? Вряд ли можно поверить, что они пророчат ему весну, так как в дальнейших строках стихотворения, рассказывающих, как ветер "гроздья пьяные качает", мы узнаем приметы не весны, а осени. И дело не только во внешних приметах, а в той меланхолии, которой проникнуто все стихотворение.
Законную гордость трудящихся Советской Молдавии вызывают построенные после войны фабрики и заводы, возросшая экономическая мощь и культура колхозов и колхозников. Но не эту социалистическую Молдавию воспевает Буков в своем стихотворении "Край зеленолистый". Он идеализирует далекое прошлое Молдавия, раздавленной турецким игом, он славит не советского человека, своим героическим трудом преобразующего республику, а сказочных витязей и красавиц.
Особо следует остановиться на двух стихотворениях т. Букова, провозглашенных некоторыми молдавскими критиками шедевром в творчестве поэта: "Над картой пятилетки" и "Комсомольское озеро".
Обратимся к содержанию первого из них. Автор склонился над виноградным листом, как над картой, я видит все те же "вспененные реки", "сверкающийт виноград вдали", "шипучее вино в хрустале". Е. Буков свел величие послевоенного возрождения республики и планы преобразования природы к размерам  виноградного листа и услышал не гул новостроек, не триумфальное шествие народа но пути к коммунизму, а лишь "шипение шампанского".
Е. Букову не раз указывалось на то, что он изображает в своих произведениях отжившие методы труда. Но поэт и после этих критических замечаний в стихотворении "Комсомольское озеро" рисует то же физическое перенапряжение в работе, те же "потоки пота". Здесь, кроме кирки, лопаты, лома и пота, льющегося из-под широких козырьков молодых строителей, ничего нет.
В среде молдавских писателей с некоторых пор повелось говорить о поэзии, как о жанре, занимающем сейчас "ведущее место". Немало охотников превозносить действительные и мнимые успехи молдавских поэтов есть и среди литературных критиков. Между тем приведенные нами факты говорят о том, что в творчестве некоторых молдавских поэтов далеко еще не изжиты аполитичность, безидейность, национальная ограниченность.
И в этом одна из причин проникновения ошибок в нашу поэзию, мешающих успешному росту молодой молдавской литературы.
П. Крученюк.
г. Кишинев".
("Известия", 1951, № 203 (30 августа), с. 3)
.

Комментариев нет: