среда, 11 августа 2021 г.

"Орловой Клаве двадцать лет, и ей не зря почет..."

"... Что трактористки лучше нет,
Вокруг молва идет".


50 лет назад в СССР было о чём поговорить молодежи колхозной деревни:
"Кино
С кем ты, Клав?
Как только этот фильм вышел на экраны республики, о нем горячо и оживленно заспорили. Спор этот—доброе знамение: ведь о том, что оставляет сердце равнодушным, зритель спорить не станет.
Конечно, больше всего говорят о фильме те, кому он посвящен,— молодежь колхозной деревни. Да оно и понятно. Ведь на экране — частичка их жизни, их забот, тревог и раздумий.
Сюжет фильма прост. Ранней весной отслуживший действительную солдат Клав возвращается домой в родную деревню. Председатель колхоза и мать — бригадир — уговаривают его пойти в трактористы: механизаторы нужны позарез.
Клав соглашается: и в самом деле, почему не попробовать силы? Работы он не боится, не избалован. Но вот ладить с людьми парень, оказывается, не научился.
Своенравный, задиристый, Клав вскоре входит в острый конфликт с агрономом, с товарищами. В сердцах он бросает колхоз, подается в соседний город.
"С кем ж е ты останешься, Клав, сын первого председателя латышского колхоза? " — этот вопрос ставит перед героем фильма сама жизнь, ставят товарищи, друзья. И Клав возвращается. Возвращается, чтобы трудом загладить свою вину перед колхозом, перед людьми.
Фильм так и называется "Клав—сын Мартина". Сын продолжает дело отца.
Фильм, который по сценарию драматурга Яниса Лусиса поставил режиссер Ольгерт Дункерс и снял оператор Микс Звирбулис, тем и интересен, что он повествует о духовном становлении колхозной молодежи.
Отрадно, что режиссеру Ольгерту Дункерсу удалось создать в фильме яркий актерский ансамбль. Народная артистка СССР Лидия Фреймане (Валия) и народные артисты республики Эльза Радзинь (Анце), Велта Лине (мать Клава—Ильза Виксиа), Карл Себрис (председатель колхоза) ярко раскрывают характер, внутренний мир своих героев. Что же касается исполнителя заглавной роли молодого актера Юриса Каминскиса, то для него это был весьма удачный  кинематографический дебют.
Фильм не свободен от недостатков, наверное, не все в нем можно принять безоговорочно. И об этом еще, видимо, скажут свое слово кинокритики. Но важно и ценно то, что он приоткрыл перед зрителями мир молодого сельского труженика —нашего современника.
В. Калнинь,
соб. корр. "Известий".
Рига".
("Известия", 1971, № 189 (11 августа, московский вечерний выпуск), с. 5).

Комментариев нет: