пятница, 20 августа 2021 г.

"Один мулла триптих запрятал в книги..."

"...Да, контрабанда - это ремесло!
Я пальцы сжал в кармане в виде фиги -
На всякий случай - чтобы пронесло".


35 лет назад в СССР мозговым центром главков оставались всё те же многоопытные ветераны:
"Подробности для "Известий"
На таможне
С нынешнего года эта служба стала независимой — она выведена из ведомственного подчинения и отчитывается за свои действия только перед правительством страны.
Чем была вызвана необходимость придания нашей таможне столь высокого статуса?
Как в связи с этим расширяются ее обязанности, права? И как, наконец, преодолеваются наметившиеся в последние годы недостатки в ее работе?
Таковы были только некоторые вопросы, которые хотелось задать в первой беседе для печати начальника Главного управления государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР В. Н. Базовского, в прошлом участника войны, партийного работника, дипломата, многие годы работавшего послом СССР в Болгарии и Венгрии, в аппарате ЦК КПСС.
В здании Ленинградского вокзала столицы, где размещалась еще старая русская таможня, сейчас немало новых энергичных и образованных людей. Но опорой, мозговым центром главка, как сказал мне Владимир Николаевич Базовский,
остаются все же многоопытные ветераны. Заместитель начальника Федор Николаевич Горин проработал в этой системе сорок лет, столько же, сколько и руководитель Шереметьевской таможни Василий Никитич Наумов. Ставка на ветеранов более чем оправдана. Ведь пока на таможенника нигде не учат. Есть только надежды на создание специальной школы типа техникума. Сейчас набор людей производится, как правило, по рекомендации партийных и комсомольских органов, по направлению военных комиссариатов, по желанию молодежи.
Затем следует обучение в течение полугода под руководством наставника, экзамены, аттестация на самостоятельную работу. В последнее время приходят и выпускники юридических вузов, Московского государственного института международных отношений—МГИМО.
Те, кто шел "за романтикой", довольно быстро отсеивались: в Шереметьевской таможне текучесть кадров доходила до 20 процентов.
Воображаемые приключения оборачивались утомительными дежурствами, небольшой зарплатой, почти полным отсутствием социальных благ — жилье, путевки... Некоторые инспектора, надо сказать, изрядно попортили честь мундира, дали втянуть себя в разного рода махинации. Недавно арестован,  например, бывший начальник Находкинской таможни В. Зубков.
В то же время иные чиновники, причастные, скажем, к заключению сделок за рубежом, стали путать таможню с прихожей своего дома. Без досмотра багажа, мимо таможни, проходили многие "уважаемые"» люди. Если бы не новый статус управления, видимо, еще долгие годы курсировал бы между Москвой и столицами других государств—с нарушением всех правил — не так давно взятый под стражу бывший заместитель министра внешней торговли СССР В. Сушков. Напомним,  что раньше таможня подчинялась Внешторгу, была его управлением. И некоторые работники этого ведомства, осуществлявшие "самоконтроль" при пересечении границы, занимались беззастенчивой контрабандой.
Конечно, у таможенников и в прошлые годы, до реорганизации, было немало блестяще проведенных операций. В результате одной из них в доход государства поступили ценности на 1.865 тысяч долларов — это пока абсолютный рекорд в истории не только крупнейшей в стране таможни в аэропорту Шереметьево. Честные, решительные и опытные инспектора вели свое дело, невзирая на личности, звания и заслуги. Именно за разоблачение одного из "неприкасаемых", осужденного впоследствии на 8 лет, сотрудник этой таможни В. Румянцев был награжден орденом.
Собственно сейчас,— говорит Владимир Николаевич,—наша служба возвращается к своему изначальному положению, определенному еще Декретом от 29 мая 1918 года, подписанным В. И. Лениным. В нем подчеркивалось, что таможенные учреждения являются органами центральной Советской власти, никакие гражданские, военные власти не имеют права вмешиваться в их распоряжения. Потом, в связи с национализацией внешней торговли управление таможенным делом отнесено к ведению Наркомвнешторга. Теперь "выход" на зарубежные страны имеют и Госкомитет СССР по внешним экономическим связям, и ГКНТ СССР, Госкоминтурист... Все это потребовало от нас новых усилий и возросшей ответственности не только в деле экономической, но и политической охраны границ. Ну, например, в связи с ухудшением международной обстановки заметно усилился поток антисоветской литературы.
Иными словами, на таможенную службу возложено выполнение общегосударственных, а не ведомственных задач.
— Владимир Николаевич, как конкретно менялся характер контрабанды в последние годы и что этому способствовало? Скажем, когда в отчетах инспекторов впервые стало неоднократно появляться упоминание о наркотиках?
— Первые курьеры, везущие наркотики из азиатского "золотого треугольника", появились в Шереметьеве в 1976 году, когда начались транзитные рейсы западных авиакомпаний через Москву. Хотя непосредственно нашей стране эти преступники вроде не угрожали, их безнаказанность могла дорого стоить.
Наркомания, как известно, беда, которая со всей очевидностью коснулась и нас. Правда, попыток ввоза или вывоза наркотических веществ советскими гражданами очень мало, в основном это контрабанда с иностранным "клеймом".
В восьмидесятые годы возрос незаконный вывоз за рубеж предметов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. Некоторые из них составляют наше национальное достояние.  Задерживаются на границе и сотни тысяч экземпляров упоминаемой мной "литературы", тысячи единиц холодного и огнестрельного оружия.
Мы говорим о том, что контрабанда из-за рубежа в ряде случаев давно перестала быть бизнесом только одиночек. Всевозможного рода тайники с хитроумными электронными замками стали делаться в заводских условиях —по заказу разного рода спецслужб. Она использует все каналы проникновения, и, конечно, дипломатические.
В одну из моих бесед с Базовским Владимиру Николаевичу вновь доложили о задержании багажа первого секретаря посольства одной из арабских стран X. Вновь, потому что совсем недавно у этого дипломата было изъято 22 тысячи (!) женских платков, предназначенных к реализации в нашей стране. На этот раз багаж X. (23 места) уже был загружен в самолет иностранной авиакомпании. Что делать?
—Выгружать!—коротко распорядился Наумов, поскольку часть предметов  старины была обнаружена в ручной клади. Все чемоданы и коробка были  возвращены в зал таможенного контроля. В результате было выявлено еще 39 икон.
—А нет ли здесь нарушения дипломатического иммунитета: все-таки в нашем случае контрабандист —лицо высокопоставленное?
—Нарушение международных норм было исключено,—ответил В. Н. Базовский.—Право досмотра багажа дипломатов, подозреваемых в незаконных операциях — с валютой, предметами искусства, теми же наркотиками,— предусмотрено Венской конвенцией.
— Почему все же случаются, так сказать, недосмотры?
— Вот любят писать "граница на замке", "шлагбаум на пути контрабанды" и т. д. За всем этим стоят люди —пограничники, с которыми мы работаем в тесном контакте, и инспектора таможен. Среди них есть и талантливые в своем деле и не очень квалифицированные. Порой просто не хватает ни тех, ни других: отпуска, болезни, текучесть. Ранние рейсы в Шереметьево-2 начинаются в 5 утра, люди устают, перерабатывают, бывает, снижается бдительность.
—Штаты таможенных учреждений,— продолжил В. Н. Базовский,— должны возрасти с образованием зон или районов контроля внутри страны —на интернациональных стройках, крупных предприятиях, работающих на экспорт, постоянно получающих импорт. Конечно, это пока только планы...
—Многое, видимо, зависит и от организации труда. Например, почти во всех международных аэропортах иностранные и свои граждане проходят досмотр раздельно, у нас почему-то одним "строем"...
—Этот вопрос, конечно, будет изучен. От рутины, неоправданных проволочек в работе как с советскими, так и иностранными гражданами станем избавляться,— сказал В. Н. Базовский.— Контроль будет максимально демократизирован, упрощены формальности, которые нередко мешают передвижению через границу СССР грузов и людей. Постараемся отменить все таможенные рогатки, не имеющие, так сказать, смысловой нагрузки, пришедшие к нам от давнего заскорузлого прошлого. Иными словами, наряду с усилением таможенного контроля, острие которого должно быть направлено на борьбу с контрабандистами, любителями легкой наживы, принимаются меры по улучшению руководства этим важнейшим делом в духе современных требований.
—Приходилось слышать от иностранцев, что у нас очень уж неулыбчивые, суровые пограничники и таможенники...
—Действительно, даже самые опытные и квалифицированные наши работники порой забывают, что они, по сути, первые советские люди, которых видят многие наши гости из-за рубежа. И, честно исполняя свой долг, мало внимания обращают на культуру поведения, внешний вид.
Нередко к этому "фону хмурости" приводит и общая невоспитанность человека — в семье, школе. У нас, повторяю, немало и случайных людей, от которых еще необходимо избавляться. Хотелось бы сказать определенно: мы отнюдь не видим в каждом приезжающем к нам человеке из любой страны контрабандиста или идеологического диверсанта. Подавляющее большинство людей уважают наши законы и вправе ожидать доброжелательного отношения к себе.
Сейчас для создания удобств иностранным гражданам пункты пропуска переносятся и в глубь территории СССР (например, они открыты в Казани и Ростове-на-Дону) .
- Не секрет, что "попавшийся с поличным" в таможне тот или иной иностранец особому риску не подвергается: у него просто конфискуют недозволенные предметы или в ряде случаев запрещают въезд в СССР. Торговцы наркотиками и похитители национальных культурных ценностей, разумеется, не в счет: они могут быть преданы суду.
Но некоторых наших соотечественников к инцидентам нередко приводит незнание законов, которое, конечно, не освобождает от наказания. В связи с этим: от каких элементарных нарушений таможенных правил вам хотелось бы уберечь советского человека, выезжающего за рубеж и возвращающегося после поездки домой?
—Вы совершенно правы в отношении незнания многими требований таможенного законодательства. Что тут сказать? Не будет досадных нарушений и крушения судеб, если каждый пересекающий границу выполнит самое простое требование —письменно или устно скажет таможеннику правду об имеющихся у него предметах, перечисленных в декларации или принадлежащих другому лицу.
Необходимо сказать правду даже в тех случаях, когда указанные предметы по каким-либо соображениям спрятаны в тайниках —в чемоданах, сумках или в одежде. В подобных случаях действия гражданина не образуют юридического состава контрабанды. Одно только неуказание перечисленных вещей и ценностей, независимо от места их нахождения и мотивов, из которых исходил, скажем, пассажир, является серьезным нарушением и соответственно квалифицируется.
Не менее важно и второе требование. Наряду с предметами, поименованными в декларации, закон требует предъявлять для контроля произведения печати, рукописи, кинофотовидеозаписи, материалы изобразительного характера. Говоря нашим служебным языком, сам факт непредъявления предметов на контроль
признается контрабандой. Мы будем стремиться полнее информировать министерства и ведомства, советских и иностранных граждан о наших правилах.
Потому что информация, полученная на таможне, в процессе контроля,—это, увы, запоздалая информация...
С Федором Николаевичем Гориным смотрим свежие оперативные документы. Заинтересовал рапорт начальника Ленинградской таможни, советника таможенной службы III ранга А. Козлова.
Вот результаты осмотра шести контейнеров, прибывших из Роттердама с грузом в адрес Всесоюзного объединения  "Союзхимэкспорт". Груз этот — французские духи в аэрозольной упаковке. Найдены излишки — на 18 коробок с духами больше, чем указано в документах. Кому же в объединении предназначались эти ароматные взятки на сумму, кстати, в 10 тысяч рублей? Этого установить пока не удалось.
На британском теплоходе "Б. Оспри" в адрес Всесоюзного объединения  "Разноэкспорт" из порта Тильбери (Англия) систематически поступают пакеты с джинсами фирмы «Вестерн». Письменное обращение в "Разноэкспорт" с просьбой подтвердить принадлежность "вестернов" осталось без ответа.
...Так контрабанда стала использовать самую совершенную транспортную систему —доставку грузов в контейнерах. Это потребовало расширения прав таможни на их досмотр.
- Не хотелось бы давать бодрых заверений в том духе, что уже завтра в нашей службе все переменится к лучшему, - сказал на прощание В. Н. Базовский. – У нас только началась перестройка.
И хотя отдельные нововведения, разумеется, составляют служебную тайну, мы также уверены, что гласность, большая информированность населения о практике работы таможни пойдут ей на пользу. Цели нашего управления остаются прежними: беречь, точнее сберегать государственное добро, бороться с коррупцией и неуважением к закону, независимо от рангов, званий и былых заслуг.
Теперь у таможни в этой борьбе больше прав.
В. Шмыгановский".
("Известия", 1986, № 234 (21 августа, московский вечерний выпуск), с. 6). 

Комментариев нет: