четверг, 12 августа 2021 г.

"В старом парке под листвой зеленой…"

"…Нерушимо веря в свой народ,
Смуглый парень с острова Цейлона
Слово долгожданное берет.
Что он говорит перед друзьями?
Сталина цитирует на память!"


70 лет назад в СССР компетентными органами был взят на заметку матрос Малышев:
"Рассказы советских моряков
Моряки советского торгового флота бывают в самых различных странах мира. Возвращаясь на Родину, они рассказывают о том, что они видели во время дальних плаваний. Ниже мы публикуем такие рассказы советских моряков.
Голод, нищета, бесправие
Наш пароход стоит в порту Неаполя.
— Пойдем в город,— предлагает мне матрос Малышев.
К нам присоединяются еще два товарища, и вскоре группа советских моряков сходит по трапу на берег.
Центральная улица Неаполя... Красивые, большие здания, оживленное движение, поток машин и людей, яркие рекламы торговых фирм и магазинов.
Заходим в один из магазинов. Продавец изгибается в угодливом поклоне: мы— единственные покупатели. И сразу нас поражают обилие товаров с ярлыками американских фирм и отсутствие товаров итальянского происхождения. Жевательная резина, сигареты, конфеты, одеколон и духи, напиток "Кока-кола"— все завезено из Америки.
— Скажите, ваш хозяин итальянец или американец?— спрашиваем продавца.
Видимо, догадываясь, чем вызван этот вопрос, он мнется, а затем неохотно отвечает:
— Итальянец...
— Почему же тогда вы торгуете лишь американскими изделиями?
Вопрос остается без ответа...
Снова идем по улицам Неаполя. Вот узкий переулок. Сворачиваем туда. Это—  рабочий квартал. В кучах мусора копошатся ребятишки. Излишне спрашивать, что они ищут. На те скудные средства, что зарабатывают их родители, прокормить семью невозможно. Вот в приходится детям добывать себе "завтрак" в помойках.
Эта прогулка по улицам Неаполя и дети, копошащиеся в отбросах, вспомнились снова через несколько дней. Вдвоем с Малышевым мы красили борт корабля. Вдруг видим: в борту подходит шлюпка, и сидящий в ней старик выжидающе смотрит на палубу нашего судна. В чем, думаем, дело? Оказывается, старый итальянец ждал, когда наш кок выплеснет за борт остатки от обеда команды, чтобы подобрать их, а затем "с богатой добычей", как сказал он, вернуться домой, где его ожидали больной сын —грузчик порта и двое внучат.
—У нас ведь совершенно нет денег, чтобы купить хоть что-нибудь в магазине,— сказал старик.
В Неаполе масса безработных. Их можно встретить всюду: и в порту, и у ворот порта, и на площадях и бульварах, спящими на скамейках и просто на земле, так как им нечем заплатить не только за комнату, но даже за место в ночлежке.
Проводник - итальянец, сопровождавший нас во время экскурсии на Везувий, сказал:
—Будь она проклята, такая жизнь!
...Миллионы простых людей Италии с чувством горячей любви и симпатии относятся к советским людям, к нашей замечательной Родине.
Однажды наше внимание привлек шум голосов, доносящийся из порта. Мы поднялись на палубу. И вот что увидели. На берегу стояла большая группа молодых итальянцев, пытавшихся ближе подойти к нашему пароходу. Но им преграждал дорогу полицейский, который что-то угрожающе кричал. Позже мы узнали, что это была делегация рабочих одного из предприятий Неаполя, посланных для того, чтобы ознакомиться с жизнью советских моряков. Казалось бы, ничего преступного в этом намерении не было. Но делегация на пароход не была допущена. Покидая порт, молодые рабочие то и дело оглядывались в нашу сторону и приветливо махали руками...
...Картины нищеты и голода, которые мы видели в Неаполе, повторились в английских портах Гулле в Уэст-Хартльпуле, куда вскоре пришел ваш корабль. Жизнь трудящихся здесь мало чем отличается от жизни рабочих Неаполя.
В Гулле я наблюдал такой эпизод. В доке стоял английский пароход. Работали на судне негры. Выполнявший постыдную роль надсмотрщика английский офицер ругал негров последними словами и то и дело пускал в ход кулаки. "Вот она, английская демократия, в действии",—подумал я...
                                                                                 *
...После долгого рейса наше судно возвращалось в Мурманск. Радостно встретили мы берега любимой Отчизны, в разлуке с которой находились несколько месяцев.
И каждый из нас, увидя на горизонте очертания заполярного Мурманского порта, мысленно произнес:
—Здравствуй, родная земля!
Е. Рыбчак,
матрос первого класса парохода
"Александр Суворов".
("Известия", 1951, № 188 (12 августа), с. 3)
.

Комментариев нет: