"...Быстроглазая девица -
Симпатичное лицо. "
65 лет назад
интересные и жизнерадостные спектакли получал советский зритель:
"Театр
Спектакль о
советской молодежи
"Девицы-красавицы"
на сцене Улан-Удэнского русского драматического театра
В репертуаре
русского драматического театра появился новый спектакль "Девицы-красавицы".
Выбор самой пьесы и ее постановка заслуживают внимания. Пьеса А. Симукова –
правдивый рассказ о трудовых делах нашей советской молодежи, о горячих,
беспокойных комсомольских сердцах.
Краткое
содержание пьесы таково. Группа молодых работниц, только что окончивших
фабрично-заводское училище, придя на завод, испытывает неудовлетворение.
Девушки еще не имеют производственного опыта. Их ничему не учит старший мастер
пролета Авдеев, утверждающий, что завод – место не для учебы, а только для работы.
Назревает конфликт. Дело разбирается у секретаря партийного комитета завода
Мороза.
Дирекция и
партийная организация приходят к выводу о необходимости снять с работы Авдеева,
который, несмотря на большой производственный стаж, не обеспечил слаженную работу
пролета, не учил молодежь; в коллективе слаба дисциплина, рстерянность и
неразбериха.
Старшим
мастером назначен молодой токарь-скоростник Сергей Третьяков.
Бригада
девушек-работниц пролета недоверчиво и несколько иронически встречает нового руководителя.
Однако помощь партийной организации, энергия Третьякова, который внедряет метод
коллективного стахановского труда, способствуют тому, что бригада становится
передовой. Стало возможным ликвидировать ночную смену и тем самым создать
производственный резерв завода.
Осуществляется
давнишняя мечта Сергея Третьякова. Со своей бригадой он едет на одну из великих
строек коммунизма.
"Девицы-красавицы"-
главные герои комедии, композиционный центр спектакля. Они "будоражат»
жизнь пролета, энергично выступают против всех, кто мешает им работать.
Театр верно
"прочел" пьесу, понял ее идейный смысл. Зритель видит на сцене
замечательную советскую молодежь, ее большую содержательную жизнь.
Идея
спектакля – всепобеждающая сила коллективного стахановского труда, творческий
рост человека, нашей молодежи, "перед которой лежит счастливый солнечный
путь". Пьеса А. Симукова – это пьеса о правде наших дней, правде о наших
людях, об их горячих стремлениях и светлых думах.
Постановщик
спектакля заслуженный деятель Чувашской АССР Г. А. Морев сумел воплотить тему и
идею спектакля в сценических образах, сообразуясь с комедийным жанром пьесы.
Сочетание личного, бытового с общественным правдиво отображено в спектакле.
Зритель воспринимает события через живых, мыслящих людей.
В роли секретаря
партийного комитета завода Андрея Николаевича Мороза выступает артист
Белолипецкий. У автора эта роль выписана так, что уже при прочтении пьесы
чувствуется в герое большая внутренняя сила, ум, чуткость и доброта.
Артист с
большим тактом показывает умного, глубоко принципиального партийного
руководителя. Мороз в исполнении Белолипецкого реальный живой человек. Вызывает
некоторую досаду то, что что исполнитель не показал в герое весьма важную черту
характера, несомненно присущую образу, - жизнерадостность и юмор. Все это затемнено
сухостью и какой-то холодной официальностью. Вот, например, вторая сцена
второго акта.
Начало сцены
– Мороз в своем рабочем кабинете. Парторгу звонят по телефону и предлагают
организовать своеобразное гуляние молодежи. Речь идет о гулянии, посвященном
освоению передового опыта. Мороз отвечает:
"…Гуляние – очень хорошо. Массовое
гуляние на тему "Освоим опыт передовиков"? А если я не хочу гулять на
тему? Если я просто отдохнуть хочу"… Право же, Мороз не будет сразу строго
выговаривать, как это делает Белолипецкий, а сначала весело улыбнется по поводу
предложения какого-то умника "гулять на тему". Особенно чувствуется
недостаток юмора и светлой улыбки в финале спектакля. А жизнерадостность и
чувство юмора в этой роли более соответствовали, на наш взгляд, многогранному
характеру Мороза, который стал бы просто человечнее, а спектакль – радостнее.
Шесть
"девиц-красавиц" – Маша Ракитина, Оля Корабельникова, Тамара
Фирсанова, Клава Огонькова, Нюра Зюзина, Вера Малолеткова. Эта группа девушек
составляет основу драматической жизни спектакля.
Маша
Ракитина (артистка Лермо) – образ живой, обаятельный. Актриса мягко, с теплотой
передает лирические черты характера героини. Несколько вяло ведутся сцены
актрисой, в которых проявляется беспокойная трепетная душа Ракитиной. В этих
моментах притупляется тема борьбы за новое, за победу коллективного
стахановского труда.
Оля
Корабельникова, комсорг цеха, в исполнении артистки Железновой – яркий, цельный
характер. Корабельникова чуткий и хороший товарищ. Ее авторитет среди молодежи,
ее организующая роль во многом способствует созданию стахановского пролета.
Исполняя
роль Тамары Фирсановой, артистка Королева дает убедительный и интересный образ.
Актриса смело показывает эгоистические черты своей героини. Хочется
посоветовать исполнительнице смягчить грубоватость в сценах с подругами и с
Авдеевым.
Артистка
Шашкова в роли Клавы Огоньковой мало эмоциональна. Фамилия девушки здесь
определяет характер роли, ее темперамент. Артистка же слишком сдержанна. Образ
Огоньковой должен приобрести большую яркость и эмоциональность.
Нюру Зюзину
удачно играет артистка Леонова. Сонность и некоторая флегматичность героини
выразительно показаны в спектакле. Леоновой в ее работе удалось главное –
показать перерождение Нюры. Прежнее отношение к жизни, к труду, возникшее в
результате глубокого неудовлетворения работой, сменяется у
Нюры зарождением в ней нового начала, стремлением к инициативе в организации
коллективного стахановского труда.
Артистка
Никулина в роли Веры Малолетковой пользуется особенно большим успехом у
зрителя. Она предельно искренна и непосредственна.
Артист
Королев, играя Сергея Третьякова, создал образ собранного и вдумчивого молодого
мастера, но в нем нет целеустремленной воли и юной страсти в борьбе с трудностями.
Впечатление такое, что артист "не в образе", а где-то рядом, что он
не участвует в событиях, а издали на них взирает. А ведь идейный смысл образа
заключается в том, что Третьяков разжег молодые сердца своих товарищей и вместе
с ними добился большой производственной победы.
Мастера
Тихона Михайловича Авдеева жизненно, правдиво показывает Иванов. Заслуга
артиста в том, что он в комедийном решении образа сумел ярко выявить
переживания героя. Его Авдеев поборол в себе личную "обиду",
чистосердечно признал свои ошибки и заблуждения и принял самое горячее участие
в коллективном труде.
К
недостаткам комедии А. Симукова надо отнести некоторую недоработку образов,
необоснованность и неясность их поведения. Это в первую очередь относится к
начальнику механического цеха Фоменко и его жене Полине Никитичне. Фоменко
играет заслуженный артист Бурят-Монгольской АССР Гофман. Полину Никитичну –
артистка Байрон. Эти образы лишены автором ярких индивидуальных характеров, не
несут никакой идейной нагрузки. Их "бытие" в спектакле кроме
недоумения у зрителя ничего не вызывает. Актеры пытаются хоть
что-нибудь "сыграть", а "играть" нечего. И оба исполнителя
делают только то, что произносят слова.
Оформление спектакля
(художник Быстров) мало способствует правдивому звучанию спектакля, его светлой
атмосфере, радостным краскам. Уж слишком все "декоративно" и мертво.
Особенно не интересны картины природы. Недостаточно достоверны и заводские
помещения. К недостаткам оформления спектакля нужно отнести бедность костюмов.
В целом же работа
театра над комедией А. Симукова, несомненно, творческий успех коллектива.
Зритель получил интересный и жизнерадостный спектакль.
Ю. Девитте".
("Бурят-Монгольская
правда", 1953, № 28 (8, февраль), с. 2).
Комментариев нет:
Отправить комментарий