воскресенье, 6 февраля 2022 г.

"Зари розоватый багрянец окрасил родную Неву..."

"... Я счастлив, что я - ленинградец,
Что в городе славном живу!"
 

65 лет назад у помощников военно-морского атташе США в СССР большим спросом пользовались чёрные шапки-ушанки:
"Нота МИД СССР Посольству США
7 февраля 1957 г. заместитель Министра иностранных дел СССР А. А. Громыко принял посла США в СССР г-на Ч. Болена и вручил ему следующую ноту:
"Министерство иностранных дел Союза Советских Социалистических Республик свидетельствует свое уважение Посольству Соединенных Штатов Америки и считает необходимым заявить следующее.
25 января с. г. в 14 часов 20 минут советский гражданин Хмелевский М. И., проходивший по Политехнической улице, г. Ленинград, обратил внимание на подозрительное поведение двух мужчин, один из которых был одет в кожаное коричневое пальто с меховым воротником и черную шапку-ушанку и второй— в черное пальто и черную шапку-ушанку. Эти лица остановились около забора строящегося дома напротив здания одного из оборонных объектов. Гражданин Хмелевский заметил, что неизвестный в кожаном пальто распахнул борта своего пальто в верхней части и у него на груди виднелся фотоаппарат, направленный в сторону оборонного объекта. Второй гражданин, одетый в черное пальто, старался прикрыть того, у которого был фотоаппарат, делая вид, что дает ему прикурить.
На эти подозрительные действия неизвестных гражданин Хмслевский обратил внимание проходившего по этой улице гражданина Кавалкина М. Т., который подошел к неизвестным и, поинтересовавшись, что они тут делают, сказал, что фотографировать здание упомянутого учреждения нельзя.
Гражданин в кожаном пальто стал быстро закрывать отвороты своего пальто и заявил, что он не фотографирует. Тогда гр-н Кавалкин спросил, что у него находится на груди под пальто, и дотронулся до того места, где находился фотоаппарат. Неизвестный в кожаном пальто с силой оттолкнул гражданина Кавалкина, и тот упал на проезжую часть улицы. Другой неизвестный, одетый в черное пальто, тоже стал теснить поднимавшегося гр-на Кавалкина. В это время к месту происшествия подошел гр-н Хмелевский М. И., а также видевшие эти действия неизвестных граждане — Галанцев П. А., Качанова Н. С., Черняева А. Н. и Ефремов А. П. Когда неизвестный в кожаном пальто толкал гр-на Кавалкина, у этого неизвестного из-под полы выпал фотоаппарат без объектива и металлическая цепочка. Объектив находился в руках у неизвестного. Упавшие на землю фотоаппарат и цепочка были подобраны присутствовавшими при этом советскими гражданами и были переданы подошедшему в это время сотруднику милиции капитану Митрофанову. С целью выяснения обстоятельств  происшествия и установления личности неизвестных капитан Митрофанов попросил неизвестных и свидетелей пройти в 19-е отделение милиции, где при проверке документов было установлено, что неизвестными являются помощники военно-морского атташе США капитан П. Р. Уффелман и лейтенант У. С. Луис.
После этого в присутствии капитана Уффелмана и лейтенанта Луиса, на основании заявлений свидетелей, был составлен протокол, который подписали капитан милиции Митрофанов и свидетели — Кавалкин, Ефремов, Галанцев, Хмелевский, Качанова и Черняева. П. Р. Уффелман и У. С. Луис отказались подписать протокол.
Поскольку свидетели показали, что Уффелман и Луис занимались фотографированием объекта, имеющего оборонное значение, пленка была изъята из фотоаппарата. Сам фотоаппарат был возвращен владельцу лейтенанту Луису. После этого П. Р. Уффелман и У. С. Луис покинули 19-е отделение милиции.
Проявление пленки подтвердило, что помощники военно-морского атташе США капитан П. Р. Уффелман и лейтенант У. С. Луис действительно фотографировали недозволенные для фотосъемки объекты оборонного значения, то есть занимались шпионско-разведывательной деятельностью.
Поскольку указанная деятельность капитана П. Р. Уффелмана и лейтенанта У. С. Луиса несовместима с их статусом аккредитованных дипломатических работников, Министерство заявляет, что их дальнейшее пребывание в Советском Союзе является нежелательным.
Министерство ожидает, что Посольством будут приняты меры к немедленному отъезду из Советского Союза капитана Уффелмана и лейтенанта Луиса.
Что касается содержащегося в ноте Посольства № 599 от 29 января с. г. протеста в связи с якобы имевшим место нарушением дипломатического иммунитета капитана Уффелмана и лейтенанта Луиса со стороны сотрудников ленинградской милиции, то ввиду вышеизложенных проверенных фактов Министерство отклоняет этот протест как лишенный всякого основания".
Принимая ноту, посол Ч. Болен заявил, что капитан Уффелман и лейтенант Луис в ближайшие дни выедут из Советского Союза".
("Известия", 1957, № 33 (8 февраля), с. 8).

Комментариев нет: