воскресенье, 11 декабря 2022 г.

"Детоубийцы, варвары, тираны..."

"... Растленные в отрядах Ку-клукс-клана
Дельцы и бизнесмены от войны,
Зачинщики карательных походов—
Сегодня вы перед лицом народов
К позорному столбу пригвождены!"
 

70 лет назад в СССР через весь спектакль проходила тема руководящей, цементирующей роли партии:
"Северные зори"
Новый спектакль в Малом театре
Н. Никитин, автор пьесы "Северные зори", написанной по мотивам его романа "Северная Аврора" и созданной в тесном содружестве с театром, сосредоточил свое внимание на том периоде в жизни молодой Советской республики, когда рабочим и крестьянам революционной России пришлось взяться за оружие, чтобы выгнать из пределов страны англо-американских интервентов, начавших грабительскую войну на нашем Севере в 1918 году.
Эта кровавая интервенция окончилась, как известно, полной победой сформировавшейся в боях и походах Красной Армии.
Постановщики спектакля Малого театра (народный артист СССР К. Зубов и заслуженный деятель искусств П. Марков) хорошо учли возможности сцены и вместе с автором выбрали из богатого содержания романа, собственно, одну действенную линию— историю формирования и борьбы против интервентов соединения Красной Армии под командованием комиссара Фролова и, как тогда говорили, военспеца Драницына.
В первых картинах спектакля, действие которых происходит в одной из деревень неподалеку от Архангельска, показывается знаменательный перелом в жизни советского народа, когда перед лицом иноземных и внутренних врагов революции он с полным сознанием своего долга берется за оружие. В. И. Ленин считал это важнейшим историческим моментом первых лет революции. Он писал в 1918 голу: "Перелом наступил,— мы все это знаем, видим и чувствуем. Рабочие и трудящиеся крестьяне  передохнули от ужасов империалистической бойни, они поняли и на опыте увидали необходимость войны с угнетателями для защиты завоеваний их революции, революции трудящихся, их власти, Советской власти".
Так и происходит в этой северной русской деревне, где отряд комиссара Фролова выдерживает первый бой с интервентами.
Когда люди поняли, с чем связано появление непрошеных иностранных гостей, когда ужаснулись кровавым злодеяниям интервентов, они пошли в ряды армии, начали партизанскую войну.
Сцена неожиданно возникшей сходки, в которой так прекрасен единодушный порыв народа и трагично появление ослепленного иностранными захватчиками Тихона Нестерова, относится к числу наиболее волнующих моментов спектакля.
Ее успех, как и удача спектакля в целом, определяется тем, что театр сумел верно и проникновенно в большинстве сцен передать образ народа.
К сожалению, в театрах до сих пор еще появляется немало спектаклей, в которых многочисленность выведенной на подмостки толпы никак не свидетельствует о наличии народа в спектакле, а жанровая изобретательность в характеристике отдельных представителей народа отнюдь но является свидетельством глубокого проникновения в духовный мир народа.
В спектакле Малого театра создан ряд правдивых, типичных образов представителей революционного народа.
Выделяются заслуженная артистка РСФСР О. Хорькова в роли молодой  крестьянки Любы, народный артист РСФСР Н. Анненков в роля Тихона Нестерова, артист Е. Матвеев в роли студента Латкина и артист В. Доронин в роля красноармейца Сергунько.
Большое дарование О. Хорьковой развернулось в спектакле широко и многообразно. Ее Люба задорна и мужественна, трогательна и непосредственна, а главное— глубоко предана народному делу. Ее образ раскрывает беспредельные духовные силы народа. Каждое появление Любы на сцене как бы поднимает тон всего спектакля, внося в него ощущение полноты и глубины человеческого чувства.
Горестная судьба Тихона Нестерова глубоко и выразительно показана Н. Анненковым. Душевное благородство старого русского крестьянина, его сметливый ум сделали Тихона Нестерова одной из самых обаятельных фигур, и поэтому, когда он становится жертвой беспримерного злодейства интервентов, его судьба не может не вызывать чувства гнева и беспощадной ненависти к преступникам в английских и американских мундирах.
Очень разные в спектакле два друга — Латкин и Сергунько — внутренне близки своей честностью и благородством. Застенчивый и будто совсем непригодный в условиям суровой боевой обстановки студент Латкин проявляет огромную силу духа в борьбе с врагами Родины и становится грозным вожаком партизан. Молодой артист Е. Матвеев очень убедительно передал этот рост и формирование характера Латкина, закаляющегося в огне гражданской войны.
Сколько жизнерадостной энергии, юмора, душевной чуткости открыл в своем Сергунько артист В. Доронин! К сожалению, талантливому актеру порою нехватает чувства меры и строгости исполнения.
Метко, с хорошим пониманием изображаемой обстановки и времени действия, передал артист Э. Сергеев искренний порыв крестьянского парня Якова Макина, сметливого партизана, безраздельно отдающегося делу революции. Заслуженный артист РСФСР П. Оленев трогательно и тепло играет роль председателя комбеда Крайнева.
Жаль, что образы военспеца Драницына (артист В. Кенигсон) и дочери руководителя архангельских большевиков Лели Егоровой (заслуженная артистка РСФСР К. Роек), точно намеченные постановщиком, содержащие немало тонких черточек, еще не живут в спектакле в полной мере, не приобрели нужной глубины.
Правдивый образ народа, ставшего хозяином жизни, взявшего судьбы страны в свои руки, был бы представлен в спектакле неполно и односторонне, если бы в нем не была показана та сила, что организует и ведет народ к победе. Эта сила — Коммунистическая партия.
Наиболее значительной после первых народных сцен спектакля является сцена в бараке на острове Мудьюг, где томятся большевики Егоров (артист Ю. Аверин), матрос Жемчужный (заслуженный артист РСФСР Д. Павлов), доктор Маринкин (артист А. Смирнов) и Базыкин (артист Г. Куликов). Тема несгибаемой воли коммунистов прозвучала в этой сцене с покоряющей убедительностью и мощью.
Режиссура и художник (заслуженный деятель искусств Б. Волков) показали этот мрачный, зловещий барак во всей его страшной правде. Но заключенные в нем измученные, истерзанные люди не сломлены. Они хозяева положения. Они смотрят вперед.
Коммунисты во главе с Егоровым знают, во имя какой великий идеи они борются.
Поэтому так торжественна минута приема в партию раненого Андрея Латкина. Героическим пафосом овеяна песня, которую поют в конце этой сцены пятеро узников Мудьюга.
Тема руководящей, цементирующей роли партии проходит через весь спектакль. Она могла бы стать еще более крупной и значимой, если бы один из центральных образов спектакля — образ комиссара Фролова получил более достойное воплощение. Народный артист СССР М. Жаров лишь в самом конце спектакля находит ту внутреннюю силу и значительность, без которых такой образ не может быть верно воплощен.
Театр обнажил подлинное лицо англо-американских интервентов. Каждый шаг их сопровождается насилием, убийствами, разрушениями, грабежом. Даже на "отдыхе" они походя губят человеческие жизни. Такова страшная история школьницы, дочери учителя Абрамова, не выдержавшей надругательства "веселых" американских офицеров и покончившей с собой. Короткий рассказ об этом ее матери, пришедшей на прием к полковнику Ларри требовать наказания убийц, благодаря исключительно проникновенному и драматически насыщенному исполнению народной артистки СССР Е. Гоголевой превратился в гневный обвинительный акт против современных варваров.
Заслуженный артист РСФСР Е. Велихов стремился выявить мотивы поведения полковника Ларри. Война для Ларрн, как и для его хозяев—миллиардеров Уолл-стрита,— просто выгодное деловое предприятие. У полковника Ларри нет ничего от того, что можно было бы назвать нравственными устоями. И, однако, этот выродок внешне как будто благопристоен. Таков глубокий замысел артиста: он хочет подчеркнуть, что полковник Ларри —норма для гангстерской империалистической Америки.
Обнажение подлинной сущности англо-американских интервентов в спектакле "Северные зори" находится в полном соответствии с тем, что писал о них В. И. Ленин в 1918 году: "На каждом долларе —ком грязи от "доходных" военных поставок... На каждом долларе следы крови... ".
Вспоминая о событиях 1918 года, мы хорошо сознаем, что злодеяния американских варваров в Корее не являются неожиданными.
Мы понимаем, что их ждет такое же бесславное и позорное поражение, какое они потерпели в первые годы революции, встретив жестокий отпор со стороны свободного народа, знающего, во имя чего он ведет борьбу.
Об этом важнейшем историческом уроке напоминает спектакль "Северные зори".
Последнее —четвертое действие спектакля гораздо слабее остальных. Здесь театр отступил от верного принципа раскрытия образа народа, поверхностно воспроизвел некоторые драматические эпизоды.
Малый театр, многого добившийся в этом хорошем спектакле, мог бы избежать указанных недостатков.
Ю. Калашников".
("Известия", 1952, № 291 (11 декабря), с. 3).

Комментариев нет: