пятница, 19 апреля 2019 г.

"Как-то утром, на рассвете шли мы Насера встречать…"


"...Ах, арабы, твои дети,
Ах, Египет, твою мать".


60 лет назад советские люди не могли пожаловаться на недостаток интересных встреч:
"А. Софронов
Неделя в Египте
Встреча с Анваром Садатом
Во время одной из встреч в помещении Союза писателей ОАР Юсеф эс-Сибаи сказал мне:
— Только что позвонил Анвар Садат. Узнал, что вы находитесь в Каире, и сказал, что обязательно хочет повидать вас.
— Когда?
— Если можно, сейчас.
Мы сели в машину и отправились в газетно-журнальный комбинат, где в это время находился Анвар Садат. Я был очень рад предстоящей встрече. Еще с начала 1957 года узнал я Садата. После франко-англо-израильской агрессии вместе с миссией доброй воли Комитета азиатской солидарности прилетел я в Каир, и первым, кто помог в то напряженное время установить контакты с общественными организациями Египта, был Анвар Садат. Сам блестящий журналист, он в ту пору часто выступал в советской прессе. При встрече с Садатом я попросил его написать статью для "Огонька", и он выполнил мою просьбу. Тогда же он помог нашей миссии доброй воли встретиться с Гамаль Абдель Насером. Три часа мы беседовали с главой египетского государства. Высказали нашу просьбу о том, чтобы Каир стал местом проведения Первой конференции солидарности народов Азии и Африки. В конце очень интересной беседы Насер сказал нам: "Каир в вашем распоряжении. Считайте Каир своим домом".
В конце декабря того же года в Каире открылась Первая конференция солидарности народов двух могучих континентов. Председателем этой конференци и был избран Анвар Садат. Много лет прошло с тех пор, и много встреч было с Анваром Садатом и в Каире, и в Конакри, и в Гаване, и в Москве. Осенью прошлого года состоялась еще одна встреча с Анваром Садатом в Советском комитете солидарности стран Азии и Африки, на которой были обсуждены вопросы подготовки и проведения Международной конференции в Хартуме в поддержку борьбы народов португальских колоний и юга Африки и Международной конференции в Каире в поддержку борьбы арабских народов против израильской агрессии.
...Мы вошли в большой, полукруглый по внешнему изгибу здания кабинет. Солнце било в широкие окна. С полдюжины телефонов сверкало под лучами. Но кабинет был пуст. Сибаи вышел из кабинета. А следом раскрылась дверь, и вошел Анвар Садат и еще несколько человек. Он представил каждого. Это были редакторы изданий, деятели Арабского социалистического союза. В это время зазвонил телефон, и Садат снял трубку. Ему что-то говорили, а он, словно в такт речи, кивал головой, изредка бросая одно-два слова. Затем он обернулся, приветливая улыбка осветила его энергичное лицо.
— Рад видеть своего брата в Каире. Это очень хорошо, что у нас такие тесные связи.
— Действительно, за эти годы пройден большой путь взаимного понимания и дружбы.
— Да, да,— сказал Садат.— Но мы теперь не просто друзья. Мы стали союзниками. Мы очень хорошо понимаем друг друга, наши страны стали очень близкими. Помните первую конференцию? Вашу делегацию возглавлял Шараф Рашидов. Мы очень успешно тогда работали и создали мощную организацию солидарности. Теперь мы уже видим плоды своей работы.
Снова зазвонил телефон. Садат снял трубку. Выражение озабоченности легло на его лицо. Он снова кивал головой. А потом вдруг разразился в трубку небольшой, но резкой речью. Затем повесил трубку.
— Извините... Готовимся обсуждать в Национальном собрании продажу Англией Израилю новых партий вооружения, в частности танков. Эти империалисты все на один манер. Израиль — империалистический клин в арабском мире.
Я видел, что Садат был захвачен многими вопросами.
— Много работы? — спросил я.
— О -о! — воскликнул Садат.
— Передайте наши сердечные приветы президенту Насеру. Как он себя чувствует?
— Президент чувствует себя очень хорошо. После лечения в Советском Союзе его здоровье очень окрепло ... И работает сейчас вдвое больше.
Снова зазвонил телефон... Мы попрощались с Анваром Садатом".
("Огонек", 1959, № 16 (19, апрель), с. 24-26).

Комментариев нет: