"...Над дорогами земными
Правил в небе самолет".
65 лет назад
продолжали щекотать нервы советских людей кинематографические шедевры стран
народной демократии:
"Кино
"Похищение"
Производство
Государственной киностудии художественных фильмов в Праге. 1952 г. Сценарий –
Ян Кадар, Эльмар Клос, Бжетислав Кунц. Режиссеры Ян Кадар, Эльмар Клос.
Оператор Рудольф Милич.
В один из
весенних дней 1950 года чехословацкий пассажирский самолет, совершавший рейс по
авиалинии Острава-Прага, не приземлился в Праге.
Часть
экипажа, подкупленная американцами, захватив управление самолетом, посадила его
на американском аэродроме, расположенном в Западной Германии.
Выполняя
волю своих хозяев, американская пресса растрезвонила на весь мир о якобы
добровольном бегстве чехословацких граждан в лоно американского
"цивилизованного рая". Однако радость янки была преждевременной. Ни
подкуп, ни угрозы, ни издевательства не сломили мужества группы похищенных
чехословацких патриотов, отказавшихся подписать американскую фальшивку и
требовавших возвращения на родину.
Благодаря
мерам, принятым правительством Чехословакии, и народному движению протеста
против произвола американских властей эта чудовищная провокация потерпела крах.
Таковы
исторические факты, положенные в основу нового чехословацкого фильма
"Похищение".
Талантливый
коллектив Пражской киностудии создал правдивый и волнующий фильм, беспощадно
разоблачающий пресловутую американскую "свободу" и
"демократию".
...В самый
последний момент пан Шимачек, человек с темным прошлым, был арестован.
Тщательно подготовленный план бегства за границу людей, подобных Шимачеку,
рухнул, и забронированные на самолеты билеты поступили в общую кассу. И вот мы
видим на борту самолета совершенно различных людей, спешащих в Прагу по своим
делам.
Здесь
известный специалист инженер Прокоп и депутат-коммунист Хорват, актриса,
готовящаяся сыграть свою первую роль, и крестьянин, шахтер и доцент, рабочий и
просто женщина с ребенком. Люди различных профессий и взглядов, случайно
встретившиеся в самолете и случайно попавшие в беду.
Впрочем,
перелет к американцам не для всех явился бедой. Среди пассажиров и экипажа –
пятеро участников заговора. Да и инженеру Прокопу не кажется бедой приезд к таким
"культурным и цивилизованным людям", как американцы.
Видя
колебания инженера Прокопа, янки пытаются подкупить сначала его, а затем с его
помощью и остальных пассажиров. Американцам нужны документы и фото о
добровольном бегстве чехословацких граждан от "коммунистического
режима". "Перелет через железный занавес" обещает быть не только
хорошей сенсацией, на которой можно "сделать доллары", но и хорошим
средством нажима в Организации Объединенных Наций.
Так судьба
небольшой группы людей приобретает международное значение. В фильме это очень
ярко отражено. Делегат США в ООН злобно торопит своих подручных: "Давайте
документы! " Он не может больше слушать уверенных и твердых слов
советского делегата, разоблачающего агрессивную, захватническую политику США.
И вот
пленников начинают "обрабатывать"... Однако и "обработка" в
стиле гестапо не достигает цели. Как ни беснуются, как ни злобствуют американские разведчики,
пытаясь во что бы то ни стало добыть 20 свидетельских показаний о "красном
терроре" в Чехословакии, все их попытки разбиваются о мужество и стойкость
патриотов.
...- А как
же цивилизация, культура? – в смятении спрашивает инженер Прокоп. И
американский разведчик с циничной откровенностью отвечает:
- Только
одна: наша...
Инженер
Прокоп на собственном опыте познает цену этой "цивилизации", которой
у янки так много, что хватает даже на экспорт.
Большим
достоинством фильма является то, что в нем не только правдиво отражены события,
но и дана глубокая психологическая характеристика переживаний героев.
Убедительный образ
стойкого, умного и находчивого коммуниста Хорвата создал артист И. Догнал. Этот
облеченный народным доверием человек никогда не теряет присутствия духа.
Чувствуя ответственность за судьбы людей, вместе с ним попавших по ту сторону
границы, он сразу же становится их руководителем. Поэтому так боятся его
американцы. Они принимают меры, чтобы изолировать его от других пассажиров,
надеясь затем деморализовать и принудить их к предательству.
"Жрецы
доллара" терпят провал за провалом. Ни шахтер Грабец, ни крестьянин
Байгар, ни старый доцент и другие патриоты не хотят итти на предательство. Эти
образы, несмотря на их эпизодичность, сыграны актерами ярко и правдиво.
Находчивость этих людей спасает от захвата американцами секретные чертежи,
находящиеся в портфеле Прокопа. Непохожие друг на друга, но спаянные воедино
любовью к родине, пассажиры становятся надежной опорой депутату Хорвату.
Бесспорной удачей
актера Л. Пешек является образ инженера Прокопа. Гибель во время войны жены и
ребенка глубоко травмирует его. Он не интересуется политикой, пытается быть
"объективным" в отношении к американцам. Однако очень скоро пелена
спадает с глаз инженера. Матерые разведчики полковник Джекобс и майор Моррис
сыграны актерами Б. Карен и М. Недбал не шаблонно, а глубоко продуманно, живо и
убедительно.
Мастерски проведена
роль предателя музыканта Рихмана. Этот человек, трясущийся за свою шкуру,
боящийся как бы не "прогадать" в своем стремлении к богатству, вместе
со своими друзьями в конце концов угождает вместо американского "рая"
в лагерь для перемещенных лиц.
В фильме много
волнующих кадров, насыщенных глубоким драматизмом. Громадное впечатление
производит сцена, когда пленники один за другим с поднятыми руками подходят к
стене и сначала тихо, без слов, а затем все громче, во весь голос поют
"Интернационал". И мы верим, что люди действительно свободной и
действительно демократической страны никогда не сменяют ее на фальшивую
"свободу" и дутую "демократию" заокеанских дельцов.
Молодая
чехословацкая кинематография создала сильный и правдивый фильм, разоблачающий
"американский образ жизни", повествующий о стойкости и мужестве
чехословацких патриотов.
Ю. Борин".
("Советский
Сахалин", 1953, № 136 (11, июнь), с. 2).
Комментариев нет:
Отправить комментарий