воскресенье, 29 января 2023 г.

"Знаю, мы встретимся снова светлой весенней порой..."

"... Возле завода родного
Мы погуляем с тобой"
.
 

70 лет назад проходила галерея образов новых советских рабочих перед читателями романа Веры Кетлинской "Дни нашей жизни":
"Критика и библиография
Роман о советских рабочих
Вера Кетлинская. "Дни нашей жизни". Роман. Журнал "Знамя" №№№ 7, 8, 9, 10 за 1952 год.
В новом романе "Дни нашей жизни" Вера Кетлинская описывает напряженную и сложную жизнь коллектива рабочих и инженеров большого завода. Завод осваивает производство мощных турбин нового типа. Нужно решить задачу перехода к их серийному производству. Перед читателем предстает коллектив завода в неустанной и увлекательной борьбе, в преодолении ежедневно возникающих трудностей. Автор рассказывает о социалистическом соревновании, о бурном и непрерывном процессе творчества рабочих и инженеров.
В основу сюжетного развития романа положен конфликт между передовыми людьми цеха, определяющей чертой которых является коммунистическое  отношение к труду, и между теми, кто еще живет отсталыми представлениями, защищает старое, отжившее. Коллектив показан писательницей в многообразии человеческих судеб. Читатель с интересом ждет исхода борьбы между инженером Полозовым и начальником цеха Любимовым, присутствует при творческих исканиях Саши Воловика, взволнованно следит за взаимоотношениями стахановца Николая Покулина и его отца, бросившего семью, радуется превращению легкомысленного сердцееда Аркадия Ступина в славного работника и человека, способного на большую самоотверженную любовь, возмущается безнравственными поступками Гаршина.
Перед читателями романа "Дни нашей жизни" проходит галерея образов новых советских рабочих. Наиболее яркое воплощение черты рабочего нашего времени нашли в образах Саши Воловика и Якова Воробьева. Это люди ясных взглядов, последовательные п целеустремленные в борьбе за новое. Им присущи политическая зрелость, неустанное беспокойство за общее дело.
Читатель впервые узнает о Саша Воловике, талантливом рабочем-изобретателе, когда о нем говорят на собрании коммунисты турбинного цеха, хотя он работает в инструментальном. Интерес к слесарю Воловику возник у турбинщиков потому, что он бьется над создаyием механизма для снятия навалов. Это сложная оgерация, которая производится вручную, медленно, задерживая весь процесс. Начальник инструментального цеха отказывается перевести лучшего слесаря в другой цех. И Воловик работает над своим изобретением по вечерам, пока не вмешивается в дело партийная организация и не добивается создания благоприятных условий для творчества изобретателя.
Под внешней флегматичностью и как будто чрезмерным добродушием Саши Воловика скрыты сила волн, глубокая убежденность. Саша много и упорно работает над повышением своих знаний. Он увлеченно собирает техническую и художественную литературу, много читает, выступает с лекциями. Он требователен к себе, никогда но успокаивается на достигнутом. Его но покидает ощущение, что для изобретательской работы у него мало знаний, что он кустарничает.
Сильным, цельным характером обладает и Яков Воробьев. Рабочий-иителлигент новой формации,— так говорят о нем на заводе. Его творческая натура ярко и полно проявляется, когда он избирается секретарем цеховой парторганизации.  Лучший токарь становится замечательным низовым партийным работником. Он выдвигает идею создания плана рационализации производства, механизации цеха — плана, который порождает новый взлет творческой инициативы рабочих.
Движение к коммунизму не снимает возможности конфликтов, столкновений в нашей действительности. И писательница обращается в изображению отрицательных, фальшивых, отсталых людей.
Карусельщик Белянкин и его зять Торжуев — мастера высокой квалификации, но это рвачи, люди, которым дороже всего собственное благополучие. В оправдание своих корыстных побуждений Белянкин постоянно и назойливо ссылается на формулу "каждому по способностям". Столь же потребительски, иждивенчески относится к производству и Торжуев.
В. Кетлинская изображает конфликт, возникающий между отсталыми и передовыми людьми цеха. Разрешение конфликта она видит в возможности перевоспитания торжуевых, повышения уровня их сознания.
Рабочий коллектив выступает в ее романе не только как создатель материальных ценностей, но и как могучая сила, формирующая коммунистические черты человека.
Живо волнует писательницу и ее героев вопрос о стиле руководства, который наиболее полно отвечал бы требованиям нашего времени. В произведении сталкиваются два стиля, два понимания принципов руководства.
Передовых взглядов придерживается инженер Полозов, заместитель начальника турбинного цеха. Ко всякой производственной задаче он подходит творчески. Для него руководить — значит видеть перспективу развития, умело подхватывать новаторский почин рабочего и придавать ему особую силу, вводя движение новаторов в русло организации и планирования. Полозову отвратительна атмосфера авралов, дерганья рабочих, неумения заглянуть в завтрашний день— все свойства порочного стиля руководства, которые насаждает начальник цеха Любимов со своим другом, искусным "толкачом", инженером Гаршиным.
Любимов — опытный командир производства. Но он человек равнодушный. Нет в нем постоянной заботы о будущем, которая так свойственна Полозову. Поэтому и стиль его работы благоприятствует процветанию в цехе штурмовщины, бесплановости. От него, как руководителя цеха, не тянутся связующие нити к коллективу — мастерам и рабочим. И связь эта не установилась потому, что нет у него веры в свой коллектив.
Любимов не только становится лишним в цехе. Он мешает общему подъему. Движение новаторов, охватившее цех, пошло неудержимым потоком, независимо от его воли.
Образ Любимова, этого рутинера, к сожалению, раскрыт недостаточно глубоко. Писательница не показала, откуда выросла косность Любимова, что ее породило. В дальнейшем так же малоубедительно и торопливо мотивирована внутренняя перестройка Любимова, отстраненного от руководства цехом и назначенного помощником главного инженера. Все это снижает обличительную силу интересно задуманного образа.
Биография директора завода Немирова типична для советского человека. За десять лет он прошел путь от руководителя молодежной бригады до директора крупнейшего завода. Немиров обладает несомненным организаторским талантом, волей, умением. Это человек властный. Беда его— самонадеянность, "ячество". В иных  случаях он не доверяет коллективу, думает, что может вытянуть дело только своей энергией и властью. Противопоставление директорского "я" коллективу приводит к тому, что авторитет Немирова колеблется. Немиров решается на конфликт с секретарем парткома, отказавшись ввести на заводе планирование по стахановским обязательствам. Он боится взять на себя ответственность. Желая опереться на опыт Любимова, директор незаметно для себя ориентируется на этого равнодушного, пассивного человека.
Лишь открытая, прямая критика коммунистов на партийном собрании, разговор с министром помогают Немиров у понять свои ошибки, уяснить особенности правильного стиля руководства.
Рабочие и инженеры в романе "Дни нашей жизни" предстают в напряженной борьбе, в труде, в творчестве, в развитии и совершенствовании. Жизнь рабочего коллектива направляется партийной, организацией. Это она является инициатором всего нового, могучей силой в борьбе с отжившим.
Жаль только, что в романе секретарь парткома завода Диденко мало действует, а больше резонерствует. Образ этот выписан бледно, он проигрывает в сравнении с яркой и запоминающейся фигурой Воробьева. Изображая Диденко, писательница не сумела наделить его живыми чертами.
Для творчества В. Кетлинской характерен интерес к проблемам морали. И в романе "Дни нашей жизни "она затрагивает темы любви, семьи, воспитания. Основные горой романа Воробьев. Воловик, Полозов, Аня Карцева, Немиров не только мечтают о счастье, они его создают. В. Кетлинская утверждает необходимость борьбы за крепость советской семьи, основанной на равноправном союзе мужчины и женщины, на общности их духовных интересов.
В показе нашей современности, ее людей, строителей коммунизма, писательница идет за правдой жизни. В своем романе она стремится следовать одному из  основных принципов реалистического искусства — принципу типизации.
"Наши художники, литераторы, работники искусства,— говорил тов. Г. М.  Маленков в докладе на XIХ съезде партии,— в своей творческой работе по созданию художественных образов должны постоянно помнить, что типично не только то, что наиболее часто встречается, но то, что с наибольшей полнотой и заостренностью выражает сущность данной социальной силы... Типическое есть основная сфера проявления партийности в реалистическом искусстве. Проблема типичности есть всегда проблема политическая".
В. Кетлинская стремилась создать типичную картину жизни заводского коллектива в трудовом напряжении, в многообразии духовных интересов, в неразрывных связях со всей страной, строящей коммунизм.
Все ли, однако, сделано автором романа для того, чтобы глубоко, всесторонне, раскрыть образы наших современников и прежде всего советских рабочих?
Героев в романе много, но но все они живут. Иные изображены слабо, не имеют характеров. Таковы директор металлургического завода Саганский, профессор Шикин, Диденко, Ксана Белковская.
В. Кетлинская нередко нарушает логику развития характеров. Между тем реализм требует, чтобы герои в произведении действовали по законам своей натуры. А в романе поведение инженера коммуниста Полозова после его неудачного выступления на совещании противоречит свойствам его характера. Было бы вполне естественно для Полозова, если бы в трудную для него минуту он обратился к коллективу, к товарищам. Он же, по воле автора, идет... в пивную.
Противоречит цельной натуре Воловика его безразличное отношение к тому, что у жены его, Аси, очень узкий круг интересов. В сущности он не делает попытки вывести ее из домашнего мирка.
В. Кетлинской присуща известная умозрительность в обрисовке характеров. Она понимает сущность явления, но не всегда владеет умением художественно изобразить его, чтобы герои романа предстали перед читателем живыми, в развитии и движении.
Характер героя должен развиваться во взаимоотношениях с другими действующими лицами. Все здесь должно быть психологически мотивировано, показано о жизненной убедительностью. Писательница отступает иногда и от этого правила. Вот пример. Полозов поступил честно и смело, воспротивившись очковтирательству, обману, предпринятому Любимовым и Гаршиным. Возможно, что его поступок показался донкихотским некоторым отсталым людям цеха. Но автор пишет: "Некогда еще он не испытывал такого странного чувства, идя по родному цеху, мимо десятков знакомых людей. Угрюмые взгляды провожали его на всем пути". Герой чувствует себя изгоем, хотя он поступил так, как полагалось коммунисту. В этом случае писательница нарушает жизненную  правду.
Нет строгой продуманности и в композиции романа. Разумеется, композиция такого многопланового произведения —дело сложное. Но едва ли можно примириться с тем, что с третьей части, например, развитие основного конфликта прерывается и почти вытесняется описанием взаимоотношений Вали и Аркадия, Воробьева и Клементьева, Ани и Полозова, Немирова и его жены Клавы.
Недостаточно поработала В. Кетлинская также над языком романа, в котором встречаются небрежные выражения и натуралистические вульгаризмы. Лишена яркой индивидуализации и речь основных героев романа. Иногда автор поддается своей слабости — многословию и риторике.
Тема рабочего класса — одна из главных тем советской литературы. Для художника она открывает неограниченные возможности, и дело чести писателей — смелее, с большим художественным мастерством разрабатывать в своих произведениях эту важную тему.
В. Карпова".
("Известия", 1953, № 26 (31 января), с. 3).

Комментариев нет: