четверг, 19 января 2023 г.

"Родной страны могущество умножить..."

"... Во имя счастья будущих веков
Вот идеал советской молодежи,
Воспитанной в семье большевиков"
.


 
70 лет назад в СССР после лучших музыкальных комедий советские люди уходили радостные, веселые, удовлетворенные:
"Театр
Яркий спектакль
В разнообразном репертуаре Московского театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко — произведения современных советских авторов,  лучшие классические оперы, оперетты, балеты. Значительное внимание театр уделяет творчеству композиторов союзных республик. Москвичам были показаны украинская музыкальная комедия "Запорожец за Дунаем", грузинская — "Кето и Котэ". Недавно зрители познакомились с музыкальной комедией "Аршин мал алан", написанной классиком азербайджанской музыки У . Гаджибековым и поставленной В. Канделаки.
Эта музыкальная комедия стала особенно популярной после выпуска кинофильма "Аршин мал алан". Театр имени К. С. Станиславского и В. Н. Немировича-Данченко осуществил новый перевод текста комедии и переработал отдельные сцены. Но музыка У. Гаджибекова сохранена полностью.
Основная тема "Аршин мал алана" — борьба молодежи в давнее, дореволюционное время против старых, феодальных порядков в быту. Эта тема проходит красной нитью через весь спектакль.
В комедии "Аршин мал алан" молодежь решительно борется за право вступать в брак по любви. Аскер находит Гюльчохру, Сулейман — Асью, Вели — Телли. Борьбу молодежи за свое личное счастье композитор освещает как передовой человек своего времени. Он остро высмеивает косность, слепое следование устаревшим феодальным порядкам в быту. Именно поэтому в свое время комедия Гаджибекова была воспринята реакционными кругами как "подрыв" векового семейного уклада. Носителем старого в комедии "Аршин мал алан" является Султанбек, отец Гюльчохры, кичащийся своим "высоким происхождением" и протестующий против свадьбы дочери с "неровней" Аскером. Роль Султанбека с замечательным мастерством исполняет В. Канделаки. Комедийный талант этого артиста оставляет самое лучшее впечатление. Артист умеет с исключительной наблюдательностью подметить и изобразить характерную для человека манеру поведения, подчеркнуть интонации, мимику и наполнить тонким комизмом весь образ. Талант Канделаки народен; он лишен опереточного штампа, плохой  сценической традиции, того, что раньше шло от амплуа "комика-буф".
Особенно запоминается веселая сцена знакомства Султанбека с его невестой —вдовой Джахан, роль которой прекрасно исполняет артистка С. Големба.
Хорошие вокальные данные и комедийные способности обнаружили молодые артисты В. Радзиевский в роли Аскера, Г. Лазаренко—в роли Гюльчохры, Э. Браслис —Телли, Н. Коршунов —Вели. Они играют очень непосредственно, увлеченно, задорно, с оттенком юмора передавая тонкое, застенчивое чувство первой и запретной любви.
Вообще весь спектакль проникнут весельем, лирикой, оптимизмом. В этом-то и заключается достоинство истинно народного творения, великая сила  жизнеутверждающего реалистического искусства.
"Никогда не унывать", —так поет молодежь в финале, а реплику Сулеймана — "Верность дружбе —закон чести" можно взять эпиграфом к спектаклю. Эти слова особенно близки нам, советским людям.
Мы соскучились по юмору, сатире. После этого спектакля все уходят радостные, веселые, удовлетворенные.
Удачен текст музыкальной комедии, насыщенный народными поговорками, пословицами. Особенно привлекает музыка. Народная в своей основе, она то лирически певуча и задушевна, то достигает высокого драматического напряжения, то искрится в ритме задорного танца. Музыка эта так выразительна, образна, живописна, что служит прекрасной характеристикой для каждого действующего лица, для каждой отдельной сцены.
Хороша в спектакле работа художника М. Чиковани: оформление —декорации, костюмы, грим. Прекрасно передана специфика убранства комнат в доме Аскера и Султанбека —резные обрамления окон и террас, пестрые двери, узорчатые тахты и ковры, художественные вазы. Поэтично воспроизводятся картины южной природы— сад с широко раскинувшейся чинарой на фоне горного пейзажа, панорама аула.
Танцы, поставленные балетмейстером И. Арбатовым,—плавные, полные восточной неги, шуточные, темпераментные и удалые,—высоко оценены  зрителями, которые настойчиво требуют повторения отдельных сцен. Особенно удались в спектакле мужские танцы. Из исполнителей выделяется солист балета Н. Еленин.
"Аршин мал алан" на сцене Московского театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко —это настоящая музыкальная комедия, большая удача театра.
Мухтаров Гуссейн,
лауреат Сталинской премии".
("Известия", 1953, № 16 (20 января), с. 3).

Комментариев нет: