среда, 11 января 2023 г.

"И когда дыханием мая..."

"... Ты охвачен будешь всерьез,
Будет лучше любого края
Богатеющий твой колхоз".
 

70 лет назад робок и нерешителен был советский писатель Макар Последович в обрисовке отрицательных персонажей:
"Критика и библиография
"Свет над Липском"
Новый роман белорусского писателя Макара Последовича "Свет над Липском" посвящен показу современной деревни. В колхозе "Победа" люди восстанавливают разрушенное войной хозяйство, строят электростанцию, механизируют колхозное производство, возводят новые общественные здания, изучают агробиологию, борются за высокие урожаи.
Так выглядит фон, на котором развертывается действие романа. В роли главного героя выступает председатель колхоза "Победа" Демид Сыч, бывший командир партизанского отряда.
У Сыча много положительных черт. Он устремлен в будущее, осуществляет планы преобразования колхоза, поддерживает новаторов, непримирим к лодырям. Забота о людях у него на первом плане: сам живет в землянке, а в новые дома вселяет вдов.
Однако есть у Сыча и серьезные недостатки. Он все старается делать сам, не опирается в своей практике на творческую инициативу масс. Во многом он действует просто как партизанский командир в своем отряде — путем приказа.
Такой стиль работы Сыча находит поддержку у некоторой части колхозников.
Но передовых тружеников, вроде бригадира Михаила Новицкого, возмущает  излишняя опека со стороны председателя. Методы Сыча наносят несомненный вред, так как сковывают инициативу масс.
Демида Сыча решительно поправляет секретарь сельской парторганизации Илья Ковальчук, критикуют отдельные колхозники, секретарь райкома партии Павел Грек.
Разногласия между Сычом и активом колхоза составляют основу конфликта в романе. Конфликт реальный. Приходится только пожалеть, что автор порою как бы боится остроты столкновений, слишком поспешно примиряет стороны. Обострение конфликта помогло бы писателю полнее раскрыть характеры героев.
Интересно задуман в романс образ коммуниста Ильи Ковальчука. Илья — директор школы. В практических вопросах сельского хозяйства Сыч "подкован" лучше секретаря. Но Ковальчук более подготовлен теоретически, он во-время предостерегает председателя от серьезных политических ошибок. Ковальчук показан умным, настойчивым руководителем.
Вторым планом показана в романе жизнь колхоза "Маяк", где председательствует Виктор Зеленка, тоже бывший партизан. На первый взгляд, здесь все хорошо, установились прочные отношения между колхозниками и их руководителем.
"Виктор Зеленка говорил всегда медленно и спокойно. Если Демид Сыч часто вспыхивал и гремел, то председатель "Маяка" ни разу, сколько его ни слышала Роговая, не повысил голоса, словно это могло причинить неприятность и людям и ему самому. Его указания скорей носили характер вопросов: "А что, если постараемся сделать вот так? ". " А может, это самое, сделаем таким манером?..".
В характере Зеленки есть такие качества, каких нехватает Сычу.
Однако председатель "Маяка" —далеко не образцовый руководитель, и введен он в роман не для того, чтобы служить примером другим; автор постепенно  развенчивает его. Коммунист Виктор Зеленка не ведет за собою массы, а плетется в хвосте, на поводу у отсталых людей. В колхозе "Победа", по настоянию Сыча, двадцать пять процентов дохода отчисляется в неделимый фонд, что дает возможность развертывать капитальное строительство. Зеленка же, наоборот, старается как можно меньше отчислить в неделимый фонд и как можно больше выдать колхозникам на трудодни.
Он пытается затормозить строительство межколхозной гидроэлектростанции, потому что поднятая вода реки затопляет сто гектаров бросовой земли "Маяка". Зеленка— за электрификацию, но он хочет, чтоб электростанция возводилась на земле соседей, руками соседей, а он подключит к проводам свой колхоз, когда все будет готово!
Таким же любителем спокойной жизни выведен в романе председатель исполкома райсовета Николай Гахович. Райком партии отправляет Гаховича и Зеленку на учебу в областной город. Там они "перековываются", сознают, что "хвостизм" не может быть добродетелью настоящего руководителя. Такой оборот дела кажется нам неправомерным. В сущности, ведь райком вывел из-под огня критики двух негодных руководителей, оградил их от неприятностей. Роман получился бы идейно острее, если бы Гахович и Зеленка были разоблачены, по-настоящему раскритикованы.
Столь же неубедительно показано в романе "перерождение" других персонажей, в частности лодыря из "Победы" Дорофея Песенки и заместителя председателя "Маяка" Алеся Каракульки.
В обрисовке отрицательных персонажей М. Последович робок и нерешителен. Очевидно, здесь сказалось давление пресловутой "теории" бесконфликтности. Автор боится, как бы его не упрекнули в сгущении темных красок: изображая зло, он тут же пытается уверить читателя, что это зло не так уж страшно.
В романе две любовных линии. Знатный тракторист Назар Третюк женится на звеньевой "Маяка" Лиде Чернецкой, а Демид Сыч —на агрономе МТС Марине Роговой. Свадьба Третюка и Лиды является почти неожиданностью для читателя: она ничем не подготовлена, не показано взаимное нарастание чувства любви. Более обстоятельно обрисованы отношения Демида Сыча и Марины Роговой. Но и здесь любовь пе выходит за пределы сухой схемы. Автор играет на полутонах, боится показать чувства влюбленных.
Вот впервые влюбленные перешли на "ты", впервые сдержанный Сыч назвал Марину Михайловну "Маринкой". Казалось, сейчас-то герои и скажут теплые, задушевные слова. Но нет! Демид Сыч начинает говорить о свинарнике, о планах строительства свиноводческого городка и т. д.
Роман перегружен разговорами о хозяйственных делах, описаниями производственных процессов. Вместе с тем многие образы (замполит МТС Антон Васильевич, зоотехник Яков Мисюра, председатель сельсовета Матвей Жаврыд, бригадир Алеша Вашкевич и другие) очерчены бледно. За счет сокращения хроники событий колхозной жизни и описаний производственных процессов автор мог бы усилить показ людей, их внутреннего мира.
Макар Последович —талантливый прозаик, хорошо знающий современную деревню. Он способен давать более яркие, художественно-законченные произведения о наших днях. Для этого нужно больше творческой смелости в изображении жизненных противоречий, конфликтов, в раскрытии душевного богатства советского человека.
И. Арамилев".
("Известия", 1953, № 9 (11 января), с. 3).

Комментариев нет: