вторник, 29 июня 2021 г.

"Не надейся, рыбак, на погоду, а надейся на парус тугой..."

"...Не любуйся на гладкую воду — 
Острый камень лежит под водой".
65 лет назад обличительный пафос пьесы А.Софронова был направлен против стяжательства и корыстолюбия, которые еще бытовали в среде, где вращался и надеялся дальше вращаться автор пьесы: 
"Театр
Крушение Василия Шарабая 
Пьеса А. Софронова "Деньги" — одна из последних премьер Малого театра перед закрытием зимнего сезона в Москве. Сейчас театр повез свою новую постановку в гастрольную поездку по стране, где она пользуется неизменным успехом у зрителей. 
Пьеса "Деньги" посвящена борьбе с носителями пережитков прошлого. Обличительный пафос ее направлен против стяжательства, корыстолюбия, которые еще бытуют в нашей среде. И хотя деньги в советском обществе уже не имеют той роковой силы, которая свойственна им в буржуазном мире, погоня за длинным рублем, жажда личного обогащения— опасные пережитки прошлого. Они способны погубить человека, если его во-время не остановить, не поправить. Действие пьесы развертывается в Приазовье, в рыболовецком колхозе. Здесь за время болезни председателя колхоза Татарникова появились случаи браконьерства. Бригада Василия Шарабая стала производить хищнические набеги на заповедные воды и таким незаконным путем выполнять план, а часть улова продавать на рынок через частников-спекулянтов. Вновь назначенный начальник охраны водных заповедников Беркут повел борьбу с расхитителями государственной собственности. С возвращением Татарникова некоторые рыбаки из бригады Василия Шарабая поняли, что они на опасном пути, и перестали заниматься незаконным ловом. 
Да и в самой семье Шарабая начался разлад. "Домостроевские" порядки, которые стремилась установить мать Василия — Прасковья Филипповна, не могут существовать в наши дни. Деньги, в накоплении которых старуха Шарабаиха и ее старший сын Василий видят весь смысл своего существования, не являются главным стимулом жизни для советских людей. Василий и его мать остаются одинокими и в своей семье, и в обществе. Они идут на преступление ради наживы и становятся виновниками смерти Семена Шарабая. 
Новая пьеса А. Софронова привлекает к себе внимание тем, что в ней драматург сумел, с одной стороны, показать моральную силу и стойкость простых советских людей, а с другой, убедительно раскрыть необходимость повседневной борьбы с остатками прошлого в сознании человека. 
Пьеса "Деньги" А. Софронова свидетельствует о росте его как художника. Драматург уверенно "лепит" характеры своих героев, наделяет их сочным, образным строем речи, сталкивает их в острых драматических конфликтах. Малый театр подошел к своей новой работе с большой тщательностью. Постановщик Б. Бабочкин создал правдивую, насыщенную драматическим действием картину жизни рыбаков Приазовья, глубоко разработал с актерами характеры героев пьесы. Большой сценической культурой отмечена режиссерская работа. 
Интересен образ Прасковьи Шарабай, созданный В. Пашенной. Актриса сумела найти новые краски для традиционной в русской драматургии фигуры "домоправительницы". В ней далеко не сразу угадываешь страсть к наживе, которая толкает ее на путь преступлений. Только в третьем акте раскрывается со всей омерзительностью характер этой современной Кабанихи. 
Председатель колхоза Татарников в исполнении М. Жарова —одна из самых ярких, запоминающихся фигур в спектакле. Роль эта трудная. Порой кажется, что Татарников чересчур уж мягкотел, что он не на своем месте и не покрывает ли он Василия Шарабая из личной выгоды. Поэтому постепенное "прозрение", к которому ведет своего героя М. Жаров, —сложный психологический процесс. Замечательный артист справляется с этой трудной задачей, и мы покидаем зал, уверенные в будущем Татарникова, покоренные игрой М. Жарова. 
Еще более трудная роль у Н. Анненкова. Он играет Василия Шарабая. Есть в этой роли какая-то прямолинейность, не очень оправданная и понятная. С чего бы Василию идти на хищничество? Зачем ему деньги в таком количестве? В первых актах это как будто широкая натура, в последнем —это просто мелкий жулик, который мгновенно "полинял", как только с него была сорвана маска вожака бригады. Мотивировка его "злодейства" схематична и поверхностна. И большая заслуга актера состоит в том, что он своей творческой индивидуальностью обогатил авторский замысел, сделал роль более убедительной. 
Привлекательна в своей женственности и своеобразном озорстве Александра. Актриса Е. Солодова создала правдивый образ молодой женщины с большой, скрытой тоской в душе. Заблудившись на жизненных перепутьях, она в конечном итоге находит в себе силы порвать сети, которыми опутала ее мать, выйти на путь честного труда. 
Удачей спектакля является исполнение роли жены Семена Шарабая — Ольги. Молодая актриса Ю. Бурыгина играет очень искренне и с большим обаянием. В эпизодической, но ярко написанной роли ее деда с тонким юмором и ярким темпераментом выступает Г. Ковров. 
Хотелось бы большей внутренней подвижности от Е. Матвеева —Беркута, актера отличных данных. Роль Степана Линева выразительно играет Е. Буренков. Умно, сочно и с большим художественным тактом сделан Калабухов артистом В. Шарлаховым. 
Пьеса А. Софронова и ее постановка в Малом театре не лишены некоторых недостатков. На наш взгляд, спорным и необоснованным является само название пьесы. Ведь не деньги, а другие, более глубокие причины приводят, Василия Шарабая к жизненному крушению. 
Неверно построенным кажется эпизод в третьем акте с мелким вымогательством Прасковьей Шарабай денег у Калабухова. Он снижает образ Прасковьи и переводит образ Шарабаихи в комический план. Мало понятно, почему гибнет от случайной пули именно Семен. 
Пьеса А. Софронова "Деньги" — интересное произведение советской драматургии. Оно займет свое место в репертуаре наших театров. 
Н. Горчаков, 
заслуженный деятель искусств РСФСР". 
("Известия", 1956, № 155 (30 июня), с. 3).

Комментариев нет: