воскресенье, 6 июня 2021 г.

"Над стеною кремлёвской высокою, над Москвою-рекой голубой..."

  "...Рассветает заря светлоокая, 
Занимается день трудовой".
60 лет назад не так-то просто было найти в советской Москве любителя абстракционистской мазни: 
"Г-жа Мосби в вытрезвителе 
 На днях поздно вечером московские дружинники Григорьев и Севастьянов подобрали на панели неподалеку от кафе "Арарат" прилично одетую женщину в совершенно неприличном состоянии. Она была настолько пьяна, что не могла ответить на вопрос, кто она и откуда, и издавала лишь нечленораздельные звуки. Дружинникам пришлось взять такси и доставить пьяную в вытрезвитель № 3. Там выяснилось, что упившаяся "до положения риз" женщина — это г-жа Элин Мосби, корреспондентка американского агентства Юнайтед Пресс Интернейшнл (ЮПИ) в Москве. 
Кстати, о ризах. Они имеют прямое отношение к отправлению религиозных обрядов. Эти обряды не обходятся и без икон. А эти последние имеют прямое отношение к скандальной истории, приключившейся с г-жой Мосби. 
Вскоре после того, как Мосби появилась в Москве в качестве официального представителя ЮПИ, ее обуяла страсть к приобретению произведений живописи — от абстрактных до иконописных. Найти любителя абстракционистской мазни в Москве не так-то просто, но г-жа Мосби нашла. Она свела знакомство с отбывшим наказание за уголовное преступление тунеядцем Игорем Холиным и так называемым художником Львом Крапивницким. У этих дельцов она приобрела за сходную цену пару красно-желто-зеленых "произведений" для своей коллекции абстрактной живописи. Одновременно Мосби старалась пополнить и другую коллекцию— старинных икон. 
Эта "многогранность" вкусов американской корреспондентки и привела ее в кафе "Арарат". Мы не знаем, где и при каких обстоятельствах г-жа Мосби подцепила черноволосого стилягу с иконой под полой пиджака. Но остаток вечера они провели вдвоем за столиком в "Арарате". Стиляга показывал своей "даме" краешек иконы, называл цену и расхваливал товар. Мосби наливала в рюмки коньяк, сбивала цену на икону и набивала цену себе. 
В общей сложности г-жа Мосби и ее партнер выпили ни много, ни мало 900 граммов коньяку "три звездочки" и бутылку шампанского. В общей сложности они наели и напили на 17 рублей 47 коп. Но когда официант, обслуживавший "милую парочку", подошел к их столику со счетом, то он не обнаружил своих клиентов —они ушли, не рассчитавшись. 
Финал этого времяпрепровождения американской корреспондентки вы уже знаете,—он состоялся в вытрезвителе № 3. Советские дружинники, деятельность которых преследует, помимо всего прочего, также цели предупреждения нарушений общественного порядка, обычно делают фотографии нарушителей. В назидание другим эти фотографии они помещают в сатирических витринах, в стенных газетах. Сделали дружинники и снимки американской дамы-пьяницы; мы их воспроизводим. 
Поведение Мосби выглядело бы отвратительным и в том случае, если бы она просто была пьяницей и спекулянткой с иностранным паспортом в кармане. Но ведь она называется корреспонденткой и аккредитована в Москве в качестве таковой. Она пишет корреспонденции о Советском Союзе. Располагая некоторыми познаниями в русском языке, Мосби могла бы, казалось, применить их в своих профессиональных интересах. Но нет, этой госпоже русский язык нужен не для того, чтобы больше узнать о Советском Союзе и объективно об этом сообщить, а для грязных делишек, для попоек и разгула. 
Возникает законный вопрос: как может подобная, с позволения сказать, журналистка представлять американское агентство в Москве, как может это агентство быть таким неразборчивым в подборе своих сотрудников? Впрочем, это не наше дело. Нас интересует другое: какое право имеют такие сомнительной репутации люди, как г-жа Мосби, писать о Советской стране? Где она черпает о ней сведения? В пьяном угаре под забором? 
И ведь агентство ЮПИ хорошо знало, с кем оно имеет дело, когда посылало Мосби в Москву. Ее скандальная биография началась не сегодня, и не вчера. Еще много лет-назад связи и толстый кошелек папаши — владельца телестудии в Лос-Анжелосе помогли Элин Мосби бросить якорь в солидном телеграфном агентстве США, называвшемся тогда Юнайтед Пресс. Она отслужила в этом агентстве 14 лет и исправно получала доллары за были и небылицы. И вдруг г-же Мосби пришлось прервать свою карьеру. Ее выставили со службы. Почему? Здесь нам приходится поведать о "калифорнийском инциденте" в биографии Элин Мосби, инциденте, не только хорошо известном в Америке, но и в других странах,—нам приходилось о нем слышать от многих журналистов. 
Дело обстояло так: не довольствуясь службой в телеграфном агентстве, Мосби решила особым способом использовать свои связи в артистическом мире Голливуда. На страницах бульварного журнала "Конфиденшл" Элин Мосби систематически выступала в качестве автора хлестких историй из интимной жизни кинозвезд. Мы сказали—в качестве автора, но не подумайте, что Элин Мосби была столь простодушна, чтобы подписывать эти скабрезные опусы своим именем. Она, конечно, скрывалась под псевдонимом. 
Но в конце концов все тайное становится явным. Стаю известно и имя автора далеко не всегда правдивых статеек в "Конфиденшл". По просьбе некоторых голливудских звезд калифорнийские власти возбудили процесс против этого журнала за клевету. Спасая себя, издатели журнала разгласили подлинную фамилию автора, перемывавшего грязное белье голливудских знаменитостей. Тогда-то агентство Юнайтед Пресс и поспешило отделаться от Мосби. 
Прошло несколько лет. Агентство Юнайтед Пресс приняло название Юнайтед Пресс Интернейшнл и расширило свою деятельность. Понадобились новые сотрудники всякого качества и специальностей. Тогда-то и вспомнили об Элин Мосби, вновь присвоили ей ранг корреспондентки и... отправили в Москву. Неужто для того, чтобы она оказалась в вытрезвителе? 
В. Андреев". 
("Известия", 1961, № 134 (6 июня, московский вечерний выпуск), с. 6).

Комментариев нет: