пятница, 4 июня 2021 г.

"Провожали меня все подружки, друзья..."

"...На прощанье давали наказ: 
"Сил в труде не жалей, песни пой веселей, 
Как ведется в колхозе у нас".
60 лет назад здорово подгадил всему селу Кирилловка Брянской области Мелентий Романенко:
  "Отклики, реплики, предложения 
Он был моим другом 
Я уроженец того самого села Кирилловки Брянской области, где живет семья Мелентия Романенко, о котором писали в «Известиях» (№ 119). Мы жили с ним по соседству, дружили, как одногодки. Мелентий, как и я, 1928 года рождения. В войну оба потеряли родителей, братьев и сестер. Когда мне исполнилось двадцать лет, меня призвали в армию, а вслед за мной ушел служить и Мелентий. Из армии он мне писал хорошие, душевные письма. Чувствовалось, что настроение у него бодрое. 
В последний раз видел его в прошлом году. Очень я удивился, узнав, что принял он решение учиться в духовной академии. 
Пути наши разошлись. Но хочется мне сказать несколько слов своему бывшему другу. Мелентий! Недавно, разбирая старые письма, я нашел твою фотокарточку, которую прислал ты мне из армии. Помнишь, ты написал на ней: "Не забуду тебя, мой друг, никогда". Что же случилось? Почему забыл и семью, и друзей? Я перечитал твои старые письма и подумал: почему молчит теперь твоя совесть, честность? Разве тебе место в семинарии? Я вот стал членом Коммунистической партии, и никто не свернет меня с дороги, которую я себе выбрал. А с женой ты поступил, как подлец. Своих малышей — сына и дочь — обидел. Всегда я любовался ими — такие они у тебя шустрые. Ты, Мелентий, опозорил и меня, так как все знают, что мы с тобой дружили и даже носим одну фамилию. Да разве в наше время задурманивают себе головы поповскими бреднями! Ты посмотри вокруг-то, что делается, чем народ наш занят! Люди работают, трудятся, чтоб легче, веселее жилось и твоим детям. Почему же ты не пошел, например, в сельскохозяйственную академию или в другой какой институт, если захотел учиться? Кстати, ведь ты после армии занимал в колхозе неплохую должность. Люди тебе доверяли, а вот ты не оправдал их доверия. 
Хочешь служить богу? А помнишь, как расстреливали гитлеровские солдаты наших односельчан и родных? Ведь и у этих изуверов на ременных пряжках был написан девиз: "С нами бог". 
Я надеюсь, ты еще одумаешься и вернешься в родное село, к жене и детям. Ведь жили вы дружно, и дом у тебя всегда был такой уютный. ...Я много думал, почему вдруг во времена космических полетов моего сверстника, воспитанного нашей школой, окруженного нашими советскими людьми, потянуло в "святую обитель". И решил, что все мы немного виноваты в этом. Прозевали человека... А церковники цепляются за каждого человека, за каждую душу.
 Хочется думать, что и местные общественные организации извлекут из этого случая для себя урок. 
И. Романенко, 
военнослужащий, 
г. Тамбов". 
("Известия", 1961, № 133 (5 июня, московский вечерний выпуск), с. 3).

Комментариев нет: