суббота, 15 июня 2019 г.

"Веет с поля ночная прохлада, c яблонь цвет облетает густой..."


"...Ты признайся, кого тебе надо, 
Ты скажи, гармонист молодой".


70 лет назад в СССР рванули наконец вперед литовская драматургия и сценическое искусство:
"Театр
"Яблони зацветут"
Пьеса о колхозной жизни на сцене литовского театра
Литовская деревня переживает сейчас переходный период от мелкого единоличного хозяйства к крупному, оснащенному передовой техникой, коллективному хозяйству. Тысячи и десятки тысяч трудовых крестьян объединили свои изрезанные межами поля в необъятные колхозные массивы. Начато строительство новой, зажиточной и культурной жизни. Уничтожается многовековая отсталость литовской деревни. 
"Яблони зацветут" — пьеса, написанная двумя молодыми авторами — Хливицкас и Густайтис, примечательна тем, что впервые в современной литовской драматургии показывает на сцене исторические перемены в жизни нашей деревни. Пьеса, поставленная Клайпедским городским театром, сразу же привлекла к себе внимание литературной и театральной общественности Литвы, вызвала большой интерес у зрителей.
На квартире инструктора волостного комитета партии Галиниса идет собрание членов недавно созданного колхоза "Новая жизнь". Избираются делегаты на съезд колхозников, обсуждается прием крестьян в члены артели. Крестьянин Петкус, к удивлению и огорчению собравшихся, взял обратно свое заявление и, не поддаваясь никаким уговорам, уходит с собрания. Этим осталась довольна только одна из присутствующих — сестра инструктора Агне.
Поведение Петкуса и выходки Агне, доставившие много огорчений ее матери и брату, оказались результатом вражеской агитации кулака Науджюса, сыном которого увлекается Агне. Но кулак Науджюс и его сын Каетонас не ограничиваются только враждебным словом. Подстрекаемые ксендзом Раубо, они предпринимают попытки бандитскими методами уничтожить молодой колхоз. Каетонас сжигает артельный амбар с зерном, подготовленным к весеннему севу.
Злорадство кулаков и ксендза, наблюдающих за пожаром, возмущает Агне. Ее возмущение переходит в ненависть, когда председатель колхоза Кведарас уличает Каетонаса в поджоге.
Несчастье, постигшее колхоз, еще теснее сплачивает его членов. Колхозник Кюдулас приносит свое зерно на пополнение семенного фонда. Его примеру следуют и другие колхозники. На помощь спешит и соседняя артель. В дружную колхозную семью приходит и середняк Петкус. Вот вкратце содержание пьесы.
Спектакль заканчивается трогательным приветствием пионеров, собравшихся на работу вновь насажденном колхозном саду.
Пьеса Хливицкаса и Густайтиса "Яблони зацветут" правдиво и живо отражает начальный этап колхозного строительства в Советской Литве. В классовой борьбе с эксплоататорами литовское трудовое крестьянство становится на путь строительства социализма.
Есть в пьесе свои недостатки. Последовательно не раскрыт процесс эволюции Агне и Петкуса. Схематичны отдельные образы, в частности коммуниста Галиниса и его матери Галиниене, передовой крестьянки, сознательного борца за новую жизнь, каких много в литовской деревне. Недостатки, однако, не могут ослабить главного достоинства пьесы —ее актуального звучания. Постановщику спектакля и актерам в значительной мере удалось преодолеть и сгладить слабые стороны пьесы.
Роль председателя колхоза Кведараса исполнил заслуженный артист Литовской ССР Ю. Сипарис. Скупыми красками, с подкупающей простотой актер создал образ литовского крестьянина, которого советская власть освободила из кулацкой кабалы, а колхозный строй воспитывает из него настоящего государственного деятеля, расширяет горизонт его интересов.
Заслуживает быть отмеченной игра и других актеров, в частности артиста Накаса, исполнившего роль крестьянина Петкуса, артистки Миронайте (Агне). М. Миронайте сумела на скупом материале, данном авторами, убедительно показать и психологически оправдать изменение взглядов Агне, отход ее от кулацкой среды. Некоторая шаржировка во внешнем рисунке ксендза не помешала заслуженному артисту Литовской ССР Рудзинскасу правдиво подать облик ксендза Раубо, поклоняющегося денежному мешку, прикрывающего свое подлинное лицо елейными фразами о любви к ближнему.
К сожалению, и автору, и актеру Зулонасу, исполнившему роль инструктора волкома партии Галиниса, не удалось с желаемой полнотой и убедительностью показать представителя партии большевиков. Галинис получился схематичным, почти ничем не отличающимся от других действующих лиц.
Организованная театром конференция зрителей прошла с небывалой активностью,— это еще раз свидетельствовало об исключительном интересе к пьесе на современную тему. Зрители сами указывали на многие недостатки постановки. Однако в целом спектакль был принят хорошо.
Т. Черняускас".
("Известия", 1949, № 139 (15, июнь), с. 3).

Комментариев нет: