четверг, 6 июня 2019 г.

"Среди летчиков военных - испытателей отменных..."


"...В городке живет Егор, 
Он по званию майор".


65 лет назад работали, не поднимая головы, советские особисты:
"Ягуар-13
Повесть
Лев Самойлов и Борис Скорбин
(Продолжение. См. "Огонек" № 22)
Признание инженер-майора Барабихина

Солнечные лучи настойчиво пробирались в комнату— ни шторы, ни вентилятор — не спасали от зноя и духоты.
Полковник Дымов сосредоточенно писал. На диване, истомленный жарой и жаждой, расположился его помощник - капитан Уваров.
Был слышен скрип пера да тиканье часов. Полковник работал, не поднимая головы.
 Товарищ полковник, - заговорил Уваров, - придется прекратить поиски Сиротинского. Ни в Москве, ни в таковой не значится не значится.
 Прекратить? — удивленно переспросил Дымов. — Прекратить только потому, что человек назвался вымышленным именем и фамилией?
Телефонный звонок прервал Дымова. 
— Пришел инженер-майор Барабихин, - сказал он, положив трубку.
Дымов встретил Барабихина на пороге комнаты. Они сердечно поздоровались. Полковник познакомил инженер-майора со своим помощником и пригласил к столу. Едва усевшись, Барабихин заговорил взволнованно и торопливо:
 Мне бы хотелось, товарищ полковник, до начала нашего делового разговора кое-что рассказать вам. Это займет немного времени. Разрешите?
Дымов спокойно наклонил голову:
 Прошу вас, Иван Васильевич.
 Вчера в машине, - начал Барабихин, - вы спросили о моем здоровье. Сердце у меня вполне здоровое, а вот в сорок восьмом году сдало, крепко сдало… И нервы сдали. И дело-то вроде как пустяшное, а переволновался и пережил я немало.
Барабихин помолчал и продолжал уже более спокойно.
 Должен вам сказать, что уже давно с группой товарищей я разрабатываю особую конструкцию сверхскоростных самолетов. В 1947 году я опубликовал теоретическую статью на эту тему в одном журнале и, собственно, с этого времени началась моя практическая работа в лаборатории. В 1948 году я выехал в Германию в научную командировку.
Иван Васильевич нервно забарабанил пальцами по краю стола. Речь его снова стала затрудненной:
 Я, видите ли, поехал вместе с женой… Мы недавно поженились. Да. Она работала машинисткой. Родители ее погибли во время войны. Одинокая девушка, только брат в военном училище.
Ну-с, вот… Значит, по приезде в Берлин я с головой ушел в работу. Жена целыми днями оставалась одна. Молоденькая, совсем неопытная, скучала она, томилась. Ну. А потом как-то пообвыкла, стала ходить по магазинам, посещать модные ателье, кино. В общем, мало-помалу освоилась. В доме у нас появились всякие безделушки, у жены наряды. Вот так это пошло… Да…
Вначале я как-то не обращал на это внимания. Жили мы скромно, думал: жена выкраивает кое-что из денег, которые я давал на расходы. Но вот однажды, как сейчас помню, это было вечером, пришел я с работы домой и что же вижу? Представьте, у нас в комнате стоит замечательное пианино, отделанное под орех, фирмы Стенвей, одной из наиболее дорогих фирм. Думаю: что за чудеса? К жене: где достала? Говорит, купила в комиссионном магазине. Сколько стоит? Назвала большую сумму. Я так и грохнулся на стул. А она: "Пожалуйста, не волнуйся, Ваня, господин Штрумме, владелец комиссионного магазина, настолько любезен, что предоставил мне долгосрочный кредит. Я у него не первый раз в кредит покупаю. Он только просил никому, даже тебе, об этом не говорить".
Услыхал я такое, товарищ Дымов, в глазах у меня потемнело. Понял я, что большую ошибку совершил, не интересуясь времяпрепровождением жены…
Барабихин умолк. Он расстегнул верхний крючок на воротнике кителя. Видимо, ему стало душно.
Потом продолжал:
 Разговор был крупный. Объяснил ей, как умел, ее ошибку. Ну, да делать уже было нечего. Узнал, сколько она должна, в течение недели с грехом пополам собрал нужную сумму, возвратил деньги через жену "любезному" господину Штрумме, а сам стал хлопотать о возвращении на Родину. Откровенно скажу, боялся я за жену, боялся, чтобы по неопытности не попала она в какую-нибудь грязную историю… А сердце у меня действительно в то время стало пошаливать…
Дымов и Уваров очень внимательно слушали Барабихина.
 Вы обо всем этом никому не сообщали? — спросил Дымов.
 Нет, никому…, — признался майор. — Жена была очень взволнована, умоляла никому ничего не говорить. Кроме того, она ждала ребенка, и мне не хотелось ее огорчать.
 Так, так… — протянул Сергей Сергеевич. — Скажите, Иван Васильевич, забирая вещи в долг, ваша жена давала расписки?
 Да. Но когда она расплатилась, Штрумме вернул ей все ее расписки, и я собственноручно их уничтожил.
Дымов молча кивнул головой. Он не хотел огорчать Барабихина замечанием о том, что любой документ можно сфотографировать.
Видимо Иван Васильевич Барабихин ощущал неловкость, делая свое запоздалое признание. Он натянуто улыбнулся и сказал:
 Вот, собственно, и все, что я хотел рассказать вам, товарищ Дымов. С тех пор прошло четыре года, и я считал, что все забыто… Но вчера в машине вы мне задали вопрос о сорок восьмом годе, о Берлине, и я решил обо всем рассказать вам... Теперь я слушаю вас. Зачем я вам понадобился?
Дымов пожал плечами.
 Откровенно говоря, я и хотел у вас узнать именно то, что вы мне сейчас рассказали… - он сделал небольшую паузу, -… ибо у меня есть некоторые основания предполагать, уважаемый Иван Васильевич, что к вам и к вашей работе приковано внимание некой иностранной разведки.
Барабихин вздрогнул и невольно подался вперед.
Дымов подошел к Барабихину и положил руку ему на плечо.
 А сообщить обо всем, что вы сейчас рассказали нам, надо было вовремя. Ваша прямая обязанностью, обязанность советского гражданина, коммуниста.
Барабихин опустил голову.
 Конечно, я совершил ошибку, — сказал он. — Ради жены. К тому же мы очень быстро уехали…
 Именно ради жены вам и следовало сообщить, — тихо, но твердо сказал Дымов. — У вас есть ребенок?
 Нет. Умер, когда ему было два года.
 Жена работает?
 Учится на курсах кройки и шитья.
Полковник задал инженеру еще несколько вопросов, но уже о совсем посторонних вещах: не собирается ли он в отпуск, где и как проводит выходные дни…
Потом полковник подошел к столу и подписал пропуск. Передавая его Барабихину, он задержал руку инженера и сказал:
 Вот поговорили, и кое-что прояснилось. И у вас, небось, на сердце полегчало? Не правда ли?
Иван Васильевич признательно кивнул головой.
 Последний вопрос, - сказал Дымов.- Если не забыли: ваш берлинский адрес и фамилия квартирной хозяйки?
 Как же, помню: Вольфштрассе, 135. Хозяйка — Марта Гартвиг. Милейшая старушка.
Проводив Барабихина, Дымов вернулся и сел за свой стол.
 Ну-с, Алексей, свет-Петрович, твое мнение? — спросил он капитана.
 Любопытная история, товарищ полковник. Инженер-майор производит сложное впечатление. С первого взгляда человек прямой, откровенный, честный. А на поверку получается, что струсил, скрыл...
Он вопросительно посмотрел на полковника. Но тот молчал…"
 ("Огонек", 1954, № 23 (6, июнь), с. 28).

Комментариев нет: